ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАРОДА

Родной язык служит выражением самосознания и связи поколений. Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. О действующих программах и мерах поддержки по сохранению родных языков мы поговорили с и.о. директора Федерального института родных языков народов России Мариной МИЗОВОЙ.

Свое назначение на должность Марина Хабаловна назвала неожиданным. Ранее она занимала пост начальника управления общего и дополнительного образования Минпросвещения КБР. В августе 2023 г. Указом Главы республики Казбека КОКОВА ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Кабардино-Балкарской Республики».

- Какие стратегические цели ставятся перед институтом родных языков?

- Содействие сохранению этнокультурного и языкового разнообразия Российской Федерации;

- развитие научной, инновационной деятельности в сфере преподавания родных языков народов Российской Федерации;

- методическое обеспечение системы образования Российской Федерации в части изучения и преподавания родных языков;

- реализация дополнительных профессиональных программ.

- Какие основные проблемы, с которыми сталкивается институт? Какие стратегии их решения?

- Проблем как таковых не имеется, есть важные вопросы для реализации. Проводимые институтом мероприятия можно условно разделить на несколько направлений: осуществление мониторинга состояния и развития родных языков Российской Федерации, разработка учебников по родным языкам и литературам народов Российской Федерации, организация и проведение мероприятий по сохранению и развитию родных языков народов Российской Федерации, сопровождение деятельности получения образования детьми, ведущими с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни.

По данным мониторинга состояния и развития родных языков Российской Федерации строится вся дальнейшая работа института. Данными мониторинга оперирует Правительство Российской Федерации при решении многих вопросов.

Эффективное изучение родного языка и родной литературы невозможно без современных качественных учебников, разработанных с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, основной федеральной образовательной программы, реальной социокультурной ситуации, локальных особенностей функционирования родных языков. Институт способствует разработке учебников для изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», недостающих элементов учебно-методических комплексов для обеспечения возможности включения учебников по родным языкам и литературам в федеральный перечень учебников. Таким образом, в 2023 г. при участии института в федеральный перечень учебников включен 361 учебник по 25 языкам народов Российской Федерации. В федеральную образовательную программу начального общего образования, федеральную образовательную программу основного общего образования включены 364 программы по 57 языкам народов Российской Федерации. Работа в данном направлении будет продолжена и в этом году.

Убеждены, что наряду с обеспечением образовательного процесса учебно-методической литературой проводится работа, направленная на повышение мотивации детей к изучению родных языков. Начиная с 2022 г. проводится всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Впервые всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проведен в рамках Года культурного наследия народов России. В нем приняли участие 69 педагогов из 68 субъектов Российской Федерации, носители 30 языков народов Российской Федерации. Победителем стала Яна БЕКОЕВА, учитель родного (осетинского) языка школы-интерната «Аланская гимназия города Владикавказа».

В 2023 году в Год педагога и наставника по инициативе министра просвещения Российской Федерации в конкурс включена отдельная номинация для воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста». Конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2023 г. объединил педагогов из 75 регионов – носителей 30 родных языков народов Российской Федерации: 72 учителя и 32 воспитателя дошкольных учреждений. Победителем конкурса признан учитель русского (родного) языка школы № 1 г. Гусь-Хрустального Владимирской области Артем ГУСЕВ, первое место в номинации для воспитателей дошкольных групп заняла Айсылу ЛОТФУЛЛИНА из Республики Татарстан. Отрадно отметить, что участница из Кабардино-Балкарской Республики Асият КУШЕВА вошла в шестерку лучших учителей родных языков Российской Федерации.

Конкурс позволил привлечь внимание общественности, СМИ, органов управления образованием к вопросам сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации, выявить талантливых учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, обобщить и распространить опыт лучших учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, и, наконец, развивать межкультурные и образовательные формы взаимодействия среди педагогической общественности. Основным социальным и педагогическим эффектом конкурса стали повышение престижа профессии и социального статуса учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, и, что немаловажно, привлечение внимания к проблемам развития системы этнокультурного образования в современных социально-экономических условиях.

- Какие программы по сохранению родных языков вы считаете наиболее важными и эффективными?

- Все направления важные для реализации, но хочется отметить некоторые из них. Значимым мероприятием является проводимый в рамках ежегодного празднования Всероссийского дня словаря всероссийский конкурс «Словарный урок», в котором принимают участие учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков и литератур и других предметных областей, педагоги-библиотекари, педагоги дополнительного образования общеобразовательных организаций, а также педагоги образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы на территории Российской Федерации.

Он является масштабным, в 2023 г. в нем приняли участие 519 педагогов из 62 субъектов Российской Федерации. Оргкомитет конкурса получил большое количество интересных инновационных, методически выстроенных, в том числе с использованием современных образовательных технологий творческих работ и проектов. Конкурсные работы показали, что работа со словарями является важной составляющей урочной и внеурочной деятельности многих педагогов. Методические разработки победителей и призеров конкурса публикуются на официальном сайте.

Значимое по масштабу участников и по содержанию мероприятие - Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Это направление тоже очень популярное. В прошлом году в конкурсе приняли участие 529 заявок из 65 субъектов Российской Федерации. Большой популярностью у участников пользовалась номинация «Сочинение о своей культуре на русском языке». Также представлены работы на 30 родных языках (абазинском, аварском, адыгейском, алтайском, армянском, балкарском, башкирском, бурятском, вьетнамском, даргинском, ингушском, кабардино-черкесском, карачаевском, коми, корякском, кумыкском, марийском, ногайском, осетинском, русском, татарском, удмуртском, узбекском, украинском, хакасском, чеченском, чувашском, эрзянском). Лучшие работы будут опубликованы в сборнике сочинений.

Говоря о сохранении и развитии родных языков народов Российской Федерации, следует отметить такую важную составляющую в перечне мероприятий, как сопровождение деятельности получения образования детьми, ведущими вместе с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни.

В данном направлении Якутским филиалом института проводится много актуальных мероприятий. Это и проведение мониторинга состояния системы кочевого образования в Российской Федерации, и разработка методических рекомендаций по организации образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Проведение всероссийских семинаров по вопросам организации образования детей, ведущих с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни.

- Что в своей работе считаете наиболее ценным?

- Для меня очень ценно сейчас в новой должности применить опыт, который наработан в Кабардино-Балкарской Республике на разных руководящих должностях. Региональный опыт помогает мне решать много важных вопросов. Ранее было выстроено много партнерских отношений с другими регионами, которые сейчас позволяют без сложностей строить работу. Мне важно, чтобы мои идеи были реализованы. Ценю возможность помогать людям и видеть, что моя работа приносит пользу.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днем родного языка и пригласить 21 февраля принять участие в онлайн-марафоне, проводимом институтом родных языков при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В программе онлайн-марафона - интервью с общественными деятелями, диалоги с деятелями культуры и образования, мастер-классы победителей и лауреатов всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы-2023», представление лучших региональных педагогических практик «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», литературный флешмоб на языках народов России.

Время проведения с 10 до 17 часов.

Информационное сопровождение мероприятия на официальном сайте ФИРЯ https://natlang.ru и в официальной группе в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/rodnoyaz

Беседовала Лилиана ШОРДАНОВА

 

Поделиться:

Читать также:

04.12.2024 - 16:37

Благодарю за все, что у меня есть

В этом выпуске хотим познакомить вас с Алиной БЕЛГАРОВОЙ, специалистом отдела экономики и предпринимательства администрации Майского муниципального района. Спасибо всем
04.12.2024 - 10:50

Полвека пути к читателю

В Доме культуры с. Дыгулыбгей состоялась презентация книги Саадулы КАНУКОВА «Адэм и лъэужь» («По следам отца»). Роман в двух томах печатается впервые на основе сохраненной рукописи автора.
04.12.2024 - 10:05

Наша основная задача – создать волонтерам безопасные условия для гуманитарной миссии

Наш собеседник – вице-президент Ассоциации волонтеров СВО Екатерина СУРКОВА. Она описывает себя как энергичную и общительную личность, которая с легкостью находит общий язык с разными людьми.
04.12.2024 - 10:00

К 85-летию мастера

В Кабардино-Балкарском музее изобразительных искусств в Нальчике открылась персональная выставка заслуженного художника России Мухадина КИШЕВА «Гимн красоте».
27.11.2024 - 09:19

В ММА становишься универсальным спортсменом

Сусанне ЗАБУНЯН всего 22 года, но только перечисления ее достижений может хватить на отдельную публикацию. Сейчас главным для нее стал спорт, причем такой экзотичный вид для девушки, как ММА.