ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАРОДАРодной язык служит выражением самосознания и связи поколений. Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. О действующих программах и мерах поддержки по сохранению родных языков мы поговорили с и.о. директора Федерального института родных языков народов России Мариной МИЗОВОЙ. Свое назначение на должность Марина Хабаловна назвала неожиданным. Ранее она занимала пост начальника управления общего и дополнительного образования Минпросвещения КБР. В августе 2023 г. Указом Главы республики Казбека КОКОВА ей было присвоено почетное звание «Заслуженный работник образования Кабардино-Балкарской Республики». - Какие стратегические цели ставятся перед институтом родных языков? - Содействие сохранению этнокультурного и языкового разнообразия Российской Федерации; - развитие научной, инновационной деятельности в сфере преподавания родных языков народов Российской Федерации; - методическое обеспечение системы образования Российской Федерации в части изучения и преподавания родных языков; - реализация дополнительных профессиональных программ. - Какие основные проблемы, с которыми сталкивается институт? Какие стратегии их решения? - Проблем как таковых не имеется, есть важные вопросы для реализации. Проводимые институтом мероприятия можно условно разделить на несколько направлений: осуществление мониторинга состояния и развития родных языков Российской Федерации, разработка учебников по родным языкам и литературам народов Российской Федерации, организация и проведение мероприятий по сохранению и развитию родных языков народов Российской Федерации, сопровождение деятельности получения образования детьми, ведущими с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни. По данным мониторинга состояния и развития родных языков Российской Федерации строится вся дальнейшая работа института. Данными мониторинга оперирует Правительство Российской Федерации при решении многих вопросов. Эффективное изучение родного языка и родной литературы невозможно без современных качественных учебников, разработанных с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, основной федеральной образовательной программы, реальной социокультурной ситуации, локальных особенностей функционирования родных языков. Институт способствует разработке учебников для изучения предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», недостающих элементов учебно-методических комплексов для обеспечения возможности включения учебников по родным языкам и литературам в федеральный перечень учебников. Таким образом, в 2023 г. при участии института в федеральный перечень учебников включен 361 учебник по 25 языкам народов Российской Федерации. В федеральную образовательную программу начального общего образования, федеральную образовательную программу основного общего образования включены 364 программы по 57 языкам народов Российской Федерации. Работа в данном направлении будет продолжена и в этом году. Убеждены, что наряду с обеспечением образовательного процесса учебно-методической литературой проводится работа, направленная на повышение мотивации детей к изучению родных языков. Начиная с 2022 г. проводится всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Впервые всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» проведен в рамках Года культурного наследия народов России. В нем приняли участие 69 педагогов из 68 субъектов Российской Федерации, носители 30 языков народов Российской Федерации. Победителем стала Яна БЕКОЕВА, учитель родного (осетинского) языка школы-интерната «Аланская гимназия города Владикавказа». В 2023 году в Год педагога и наставника по инициативе министра просвещения Российской Федерации в конкурс включена отдельная номинация для воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста». Конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы» в 2023 г. объединил педагогов из 75 регионов – носителей 30 родных языков народов Российской Федерации: 72 учителя и 32 воспитателя дошкольных учреждений. Победителем конкурса признан учитель русского (родного) языка школы № 1 г. Гусь-Хрустального Владимирской области Артем ГУСЕВ, первое место в номинации для воспитателей дошкольных групп заняла Айсылу ЛОТФУЛЛИНА из Республики Татарстан. Отрадно отметить, что участница из Кабардино-Балкарской Республики Асият КУШЕВА вошла в шестерку лучших учителей родных языков Российской Федерации. Конкурс позволил привлечь внимание общественности, СМИ, органов управления образованием к вопросам сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации, выявить талантливых учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, обобщить и распространить опыт лучших учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, и, наконец, развивать межкультурные и образовательные формы взаимодействия среди педагогической общественности. Основным социальным и педагогическим эффектом конкурса стали повышение престижа профессии и социального статуса учителей родного языка и родной литературы и воспитателей, реализующих основные образовательные программы на родном языке, и, что немаловажно, привлечение внимания к проблемам развития системы этнокультурного образования в современных социально-экономических условиях. - Какие программы по сохранению родных языков вы считаете наиболее важными и эффективными? - Все направления важные для реализации, но хочется отметить некоторые из них. Значимым мероприятием является проводимый в рамках ежегодного празднования Всероссийского дня словаря всероссийский конкурс «Словарный урок», в котором принимают участие учителя начальных классов, русского языка и литературы, родных языков и литератур и других предметных областей, педагоги-библиотекари, педагоги дополнительного образования общеобразовательных организаций, а также педагоги образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы на территории Российской Федерации. Он является масштабным, в 2023 г. в нем приняли участие 519 педагогов из 62 субъектов Российской Федерации. Оргкомитет конкурса получил большое количество интересных инновационных, методически выстроенных, в том числе с использованием современных образовательных технологий творческих работ и проектов. Конкурсные работы показали, что работа со словарями является важной составляющей урочной и внеурочной деятельности многих педагогов. Методические разработки победителей и призеров конкурса публикуются на официальном сайте. Значимое по масштабу участников и по содержанию мероприятие - Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке. Это направление тоже очень популярное. В прошлом году в конкурсе приняли участие 529 заявок из 65 субъектов Российской Федерации. Большой популярностью у участников пользовалась номинация «Сочинение о своей культуре на русском языке». Также представлены работы на 30 родных языках (абазинском, аварском, адыгейском, алтайском, армянском, балкарском, башкирском, бурятском, вьетнамском, даргинском, ингушском, кабардино-черкесском, карачаевском, коми, корякском, кумыкском, марийском, ногайском, осетинском, русском, татарском, удмуртском, узбекском, украинском, хакасском, чеченском, чувашском, эрзянском). Лучшие работы будут опубликованы в сборнике сочинений. Говоря о сохранении и развитии родных языков народов Российской Федерации, следует отметить такую важную составляющую в перечне мероприятий, как сопровождение деятельности получения образования детьми, ведущими вместе с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни. В данном направлении Якутским филиалом института проводится много актуальных мероприятий. Это и проведение мониторинга состояния системы кочевого образования в Российской Федерации, и разработка методических рекомендаций по организации образования детей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Проведение всероссийских семинаров по вопросам организации образования детей, ведущих с родителями кочевой (полукочевой) образ жизни. - Что в своей работе считаете наиболее ценным? - Для меня очень ценно сейчас в новой должности применить опыт, который наработан в Кабардино-Балкарской Республике на разных руководящих должностях. Региональный опыт помогает мне решать много важных вопросов. Ранее было выстроено много партнерских отношений с другими регионами, которые сейчас позволяют без сложностей строить работу. Мне важно, чтобы мои идеи были реализованы. Ценю возможность помогать людям и видеть, что моя работа приносит пользу. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех с Днем родного языка и пригласить 21 февраля принять участие в онлайн-марафоне, проводимом институтом родных языков при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. В программе онлайн-марафона - интервью с общественными деятелями, диалоги с деятелями культуры и образования, мастер-классы победителей и лауреатов всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы-2023», представление лучших региональных педагогических практик «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации», литературный флешмоб на языках народов России. Время проведения с 10 до 17 часов. Информационное сопровождение мероприятия на официальном сайте ФИРЯ https://natlang.ru и в официальной группе в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/rodnoyaz Беседовала Лилиана ШОРДАНОВА
Поделиться:Читать также:
|