ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

А ПОГОВОРИТЬ…

Многие, наверное, видели такую картину. Мама везет ребенка в коляске, гуляет с ним, а сама при этом как бы не находится рядом – она не отрывается от своего смартфона, с кем-то весело болтает или обсуждает тревожащие ее новости. Да, она продолжает следить за ребенком боковым зрением, но это только механический процесс, эмоционального контакта с ним нет. Пройдет определенное время, и эта мама будет жаловаться на то, что повзрослевший сын или дочь ничего ей не рассказывают о себе, не спрашивают совета, не интересуются ее жизнью. Но будет уже поздно. Часто можно видеть и обратную ситуацию, которая многих поначалу умиляет. Ребенку, еще не научившемуся ходить и говорить, взрослые вручают смартфон, и тот наблюдает мелькающие на экране картинки. А когда он узнает, что одним прикосновением можно этим мельканием управлять, вообще забывает обо всем другом. Такой ребенок удобен взрослым, он не мешает им заниматься своими делами, многие из них даже уверены, что чем раньше он освоит гаджеты, тем будет более продвинутым, то есть самым умным. Однако специалисты все чаще к таким детям стали применять термин «цифровой, или виртуальный аутизм».

Это современное заболевание, затрагивающее технологизированных детей. Исследования показали, что большинство детей, проводящие слишком много времени перед экранами телевизоров, ноутбуков, планшетов имеют симптомы, специфические для аутизма. Явление описывается как «виртуальный аутизм» или аутизм, вызванный электронными экранами, и был так назван психологом Мариусом ЗАМФИРОМ. «Я назвал его аутизмом, поскольку он имеет симптомы, специфические для детей с аутизмом. Полностью идентичные симптомы. Практически невозможно провести дифференцированный диагноз и выявить есть или нет у него виртуальный или классический аутизм, потому что симптомы являются совершенно идентичные. Симптомами аутизма являются - отсутствие социальной взаимности, отсутствие зрительного контакта, отсутствие языкового развития, отсутствие игры и особенно социальной игры, роли, в которой ребенок притворяется кем-то или совершает какое-либо действие и стереотипные и повторяющиеся игры», - отмечал он.

Экраны гаджетов настолько захватывают, что ребенку почти невозможно быть более внимательным к тому, что происходит вокруг него, делая его зависимым от света, шума и цветов экрана. Более того, экраны изолируют ребенка, удерживая его от человеческого взаимодействия, которое так необходимо для развития языка и навыков общения. Шум и свет - и даже мультфильмы - могут вызывать негативные и довольно болезненные эмоции для ребенка, эмоции, которые впоследствии переходят в жестокое и агрессивное поведение в виде ярости. Поэтому специалисты говорят, что первые два года жизни дети должны дольше находиться на улице, на природе и общаться как можно больше с взрослыми.

Консультант рубрики - доктор медицинских наук, профессор кафедры детских болезней КБГУ, руководитель ординатуры по специальности «Психиатрия», практикующий врач педиатр-психотерапевт Лейла ТЕММОЕВА.

- Казалось бы, обилие информации в интернете должно было помочь нашим детям стать умными и продвинутыми. Но я и мои коллеги наблюдаем обратное: дети, которые проводят в интернете от четырех и более часов в день замыкаются в цифровом пространстве. Они ограничивают живое общение. Я на практике сталкиваюсь с детьми, у которых нет друзей. Они им не нужны, им достаточно интернета.

Ученые отмечают рост «цифрового аутизма». И это проблема нашего времени с информатизацией, компьютеризацией. Аутизм - расстройство нервной системы, которое лишает ребенка социализации. При исследовании Мариуса Замфира, в котором принимало участие 62 ребенка, были обнаружены нарушения в развитии, в речи компьютеризированных детей. По всем признакам дети напоминали аутистов. В качестве лечения исследуемым назначили активные живые игры, развивающие занятия, полный отказ от гаджетов. Появилась положительная динамика. Так появился термин «цифровой аутизм», то есть потеря навыков живого общения под действием информационных технологий.

Поясню. В классическом аутизме идет деструкция и отставание в развитии, вызванные биологическими факторами. Процесс необратимый. В цифровом аутизме - ненадлежащее развитие нейрогенных областей, уничтожение нейроразвития, поэтому ребенок быстро восстанавливается. Процесс обратимый.

Я часто наблюдаю детей от одного до полутора лет, которые не могут заснуть без гаджетов, поесть, поиграть. При этом такой ребенок не мешает заниматься делами маме. Я даже вижу в сети споры, что гаджеты развивают, и это наше будущее. Не путайте! Речь - это обязательно обратная связь. И стукание по экрану - не мелкая моторика!

Прочитала, что Стив ДЖОБС в свое время ограничил доступ к смартфонам и планшетам своим детям до одного часа в день. Что рекомендую я: ограничить экранное время, отключить уведомления, которые отвлекают, не давать телефон за час до сна и сразу после пробуждения, увеличить живое общение. Это я рекомендую не только детям, но также и взрослым. Чаще разговаривайте с детьми, с соседями, друг с другом, чаще встречайтесь с друзьями.

Ребенок может истерить первое время, требовать внимания к себе. Если ситуация не выравнивается через время, истерики не прекращаются, обращайтесь к психотерапевтам. У меня был случай, когда малыш слушал во время еды одну и ту же песню из мультика. И как только начинала играть эта мелодия, он требовал кушать. Ребенок должен есть без гаджетов. Он должен быть сконцентрирован на еде.

Второй случай: ребенок не отвечал на вопросы, не смотрел мне в глаза. Мама жаловалась, что складывается ощущение, что он не слышит. Виной был телевизор. С утра мультики. Кушал под мультфильмы. Практически 12 часов телевизор работал. Все исследования подтверждают, что чрезмерное потребление детьми гаджетов препятствует развитию детского мозга. Нарушается здоровая социальная жизнь.

Первые два года дети должны чаще общаться с родителями. Особенно нужны прогулки на свежем воздухе. Гаджеты полностью исключены. От трех до шести лет максимальное время - один час. Максимум два часа в возрасте от семи лет.

Запаситесь терпением и отучайте малыша от телефона, побольше гуляйте и общайтесь с ребенком. Обязательно развивайте игровую деятельность и мелкую моторику, так как это связано с работой речевых центров головного мозга.

Ольга КАЛАШНИКОВА. Фото Тамары Ардавовой

 

Поделиться:

Читать также:

23.02.2024 - 09:00

МЫ - АРМИЯ СТРАНЫ, МЫ - АРМИЯ НАРОДА

23 февраля отмечается День воинской славы России - День защитника Отечества. Эта дата установлена Федеральным законом в 1995 году и имеет свою давнюю и славную историю.
21.02.2024 - 10:41

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ НАРОДА

Родной язык служит выражением самосознания и связи поколений. Ежегодно 21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. О действующих программах и мерах поддержки по сохранению родных языков мы поговорили с и.о.
14.02.2024 - 20:19

ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА

Есть люди не просто неравнодушные, но и считающие своим долгом активно участвовать в социальной деятельности. Энтузиазм и стремление к переменам нашей героини могут вдохновить других и привести к позитивным изменениям в обществе.
14.02.2024 - 20:15

ПЛАНОВ МНОГО, СИЛ И ВДОХНОВЕНИЯ ТОЖЕ

Депутат Госдумы РФ Виктория РОДИНА встретилась в Нальчике с активом регионального отделения «Женского движения «Единой России».
07.02.2024 - 09:40

МОЛОДЫЕ ЛИЦА НАШЕЙ НАУКИ

Восьмого февраля отмечается День российской науки. Это праздник всех, кто занимается наукой или только делает первые шаги к тому, чтобы посвятить свою жизнь исследовательской деятельности.