БЕЖАТЬ ИЛИ НЕ БЕЖАТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОСНа прошлой неделе в ДК Кенже прошли два премьерных спектакля молодежного адыгского театра-студии «Сыринэ» национального фонда «Черкесский мир». Театр представил спектакль «Къежэкl» («Бег») по одноименной пьесе Зарины КАНУКОВОЙ. Это уже второй спектакль, который ставит с воспитанниками студии режиссер Ислам КАНКУЛОВ по пьесе драматурга. «Сыринэ» постепенно занимает особую нишу интеллектуального экспериментального театра. Премьера предыдущего спектакля «Унащхьэ» («Крыша») состоялась весной прошлого года, после чего он был показан в разных районах республики («Горянка», № 16, 27 апреля 2022 г.). Учредители изначально настояли на некоммерческом формате работы, на все показы вход свободный. Режиссер Ислам Канкулов в очередной раз проявил себя как прекрасный профессионал – в спектакле все безукоризненно выверенно и подчинено единой режиссерской задаче. Пьеса «Бег» пронизана тонкой иронией. Абсурдная трагикомедия о том, как избежать превращения человека в исполнительную машину, – тема, актуальная во все времена. Гротеск, сатира, характеры, нелепость всего происходящего, мастерски сплетенные драматургом и поданные режиссером, делают сюжет невозможным и реальным, превращая его в комедию положений, поворачивая действие к зрителям неожиданными гранями повествования о том, как система пытается сделать из человека пустышку, которую так просто смять и подчинить. Кто-то ломается, кто-то восстает, пытаясь выйти из замкнутого круга, который всеми силами затягивает обратно. На сцене борются нелепость, автоматизм, подчиненность, оболванивание человека и попытки сохранить свою индивидуальность. Что если для этого придется предать, подставить, подсидеть? Можно ли обыграть кукловода, который навязывает ненормальные правила игры? Убедив его поменять правила, в итоге приходят к тому же, с чего начали. На пресс-конференции, состоявшейся после премьерного показа, Ислам Канкулов подчеркнул, какую обширную работу проделали юные актеры. «По сравнению с предыдущим спектаклем «Унащхьэ» («Крыша») работа над этой постановкой и мне, и актерам далась сложнее. Но ребята не жаловались, четко понимали поставленную задачу, работали в полную силу. Видя их решимость, я забывал о своих опасениях. В современном театре и в кино многое основывается на элементе игры. Этот подтекст легко считывается в пьесе, более глубокий замысел выходит на поверхность на протяжении всего действия. Для меня как режиссера первостепенной была задача создания образов, поскольку спектакль необычный, открытый финал предполагает недосказанность и многоточие. Я думаю, со своей задачей мы справились». Режиссер также подчеркнул, какой прогресс произошел у ребят в отношении родного языка. Трое актеров, придя в студию, не могли свободно говорить на родном языке, сейчас они справляются с ролями и отвечают на вопросы из зала. За время работы в студии ребята стали больше проявлять интерес к разным театральным жанрам, изучать и разбирать классические и авангардные постановки. При наборе в состав театральной студии предполагалось, что ребята пройдут курс театральной подготовки в течение двух лет, после чего получат сертификаты о прохождении курсов актерского мастерства. Стоит порадоваться тому, что театр «Сыринэ» продолжает обогащать свой репертуар и экспериментировать. Зрителям также придется немного потрудиться, чтобы вникнуть в «правила игры», тогда спектакль никого не оставит равнодушным. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|