ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Нужно понять, что такому человеку сложно жить в нашем мире

Путь Альбины БЕКУЛОВОЙ к любимой профессии детский клинический психолог был достаточно тернист. Но когда желание истинно, жизненные обстоятельства и события не помеха для реализации важной задачи - помогать детям с особенностями развития  преодолевать трудности адаптации в социуме.
К особенным детям нужно находить особый подход, необходимо уметь видеть возможности ребенка и помогать ему использовать свои сильные стороны. Все это замечательным образом получается у Альбины Арсеновны. Она сама всегда в хорошем настроении, собранная, энергичная. И сегодня как детский клинический психолог - востребованный специалист.
А. Бекулова работает в РДКБ в Нальчике и ведет частную практику. В ее обязанности входит работа со студентами медицинского факультета КБГУ под руководством доктора медицинских наук по педиатрии и психиатрии Лейлы ТЕММОЕВОЙ.

- Именно Лейла Азретовна помогла мне поверить в себя и расширить круг деятельности, - говорит Альбина Бекулова.
Первая серьезная практика начиналась в Нальчикском доме ребенка, где она работала психологом, а также вела занятия в Монтессори-классе.
- Тогда же поступило первое предложение участвовать в научном исследовании на тему «Развитие мелкой моторики детей с РАС по методике Монтессори». Увидев положительные результаты, было принято решение продолжать проводить работы по актуальным вопросам в области развития детей.
Идея и тема работы синтезируются Лейлой Азретовной в тандеме со студентами. Я же помогаю реализовать замысел и отследить динамику прогресса у детей в период исследования. В тандеме со студентами по научной теме проводим совместные занятия с детьми, фиксируем результаты и временной промежуток достижения цели. Тщательно наблюдаем за эффектом методов у групп детей с определенным диагнозом. Подробный письменный отчет поступает Лейле Азретовне, которая проверяет результаты проделанной работы. Затем исследования проходят процесс корректного оформления и представляются студентами на конференции.
На вопрос о трудностях «коллаборации» с абитуриентами Альбина Арсеновна отвечает, что получает огромное удовольствие от совместной деятельности с ними.
- Ребята ответственно подходят к таким вопросам и большинство занятий проводят самостоятельно. Очень радует, когда вижу, что у них есть желание найти разные методы для занятий с особенными детьми и помочь им в развитии. А еще больше радует видеть старания детей и улыбки на лицах, когда их хвалят за правильно выполненное задание.
На данный момент подходит к завершению изобретение студентов медфака по специальности «стоматология». Оно относится к медицинской психологии. Его тема - «Развитие и коррекция когнитивных функций детей с РАС». Работа будет представлена в виде развивающих игр на планшете. Учитывая интерес детей к гаджетам и предполагаемую эффективность идеи, ожидаются хорошие результаты от его прямого применения.
- Моя цель как клинического психолога - диагностика основных проблем детей, которых приводят ко мне за помощью родители, и их совместное решение. Правильно подобранная индивидуальная программа дает хорошие результаты. Она формируется исходя из результатов диагностики. Также важным моментом является медикаментозное лечение. Совместная работа с психиатром и неврологом позволяет решать многие проблемы на занятиях. Значит, надо работать в тандеме для получения ощутимого прогресса, - отвечает Альбина Арсеновна на вопрос об основных целях своей профессии.
Но особо отмечает роль родителей в процессе восстановления детей. По ее словам, важно, чтобы родители приняли и правильно восприняли результаты диагностики. Намного эффективнее и быстрее идет работа с детьми, родители которых принимают участие в их развитии, выполняют рекомендации и домашние задания.
В связи с увеличением числа особенных детей в последние годы был задан вопрос о первых признаках ЗПРР, ЗПР и аутизма у малышей.
Совет Альбины Бекуловой: родителям нужно обратить внимание, есть ли отставание возрастных норм по формированию речи. Ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать. Может ли ребенок дифференцировать предмет, например, показать собачку, кошку и т.д. к году? Есть ли нарушения координации движений, крупной и мелкой моторики? У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны. Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт. Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелых нарушений в развитии, таких как аутизм. Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбу, особенно сложную («зайди в комнату», «принеси книжку» и т.д.).
Если ребенок агрессивный, гиперактивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него скудное воображение и эмоции, необщительный, слабый физически, это должно стать поводом для обращения к педиатру.
- Наш менталитет устроен так, что люди относятся к особенным детям с предосторожностью. Давление на маму иногда такое сильное, что ей страшно водить малыша в людные места. Осуждающие взгляды, замечания и непрошенные советы посторонних заставляют все чаще оставаться дома. И это неправильно, - считает Альбина Арсеновна. - Главное - не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком. Малыша нужно активно вводить в социум. Следует ставить для детей реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его особенный ребенок пошел в обычную школу, но надо ставить перед собой цели на сегодняшний день, т.е. если вам сейчас нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок, заниматься необходимо именно этим.
Следует понять, что такому человеку сложно жить в нашем мире, ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.
Приучайте его к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причиняют боль, например, он будет толкать детей на игровой площадке, бить маму и т. д. Особенные дети в основном - манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них. Дайте им попробовать быть самостоятельными, насколько это возможно.

 

Мадина БЕКОВА

Поделиться:

Читать также:

01.09.2023 - 20:42

КАК ВЫРАСТИТЬ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА?

Начинается новый учебный год, и перед родителями вновь с особой остротой встает вопрос: как вырастить успешного ребенка? Ведь от этого напрямую зависит его будущее.
25.08.2023 - 09:00

Основное место в профилактике заболеваний ЖКТ занимают известные с детства правила, но мало кто их соблюдает

Неделя профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта объявлена Минздравом РФ с 21 по 27 августа. Медико-социальная значимость болезней органов пищеварения определяется их высокой распространенностью, а также ежегодным ростом заболеваемости.
05.07.2023 - 23:02

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Свадьба: вроде бы радость двух породнившихся родов и многочисленных родственников, но по факту все - в телефонах.
23.06.2023 - 08:57

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

В пятницу в Музыкальном театре Нальчика состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню медицинского работника.
14.06.2023 - 20:33

ЛЮДИ В БЕЛОМ

День медицинского работника в этом году отмечается 18 июня – в третье воскресенье месяца. К этой профессии всегда относились с большим уважением. Без нее невозможно развитие человечества. В медицине не должно быть случайных людей.