ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

Учительница нобелевского лауреата

Ольга Михайловна ПЕШКОВА 50 лет работала учителем русского языка и литературы в школе №3 города Нальчика, ни разу не изменив своему решению посвятить себя школе и республике. Самый знаменитый ее ученик – лауреат Нобелевской премии по физике Андрей ГЕЙМ. Все, кто учился у нее, могут сказать, что она – особый человек и учитель. Ольга Михайловна была предельно внимательна к каждому: знала, как ученик живет, в чем нуждается, какую профессию собирается выбрать. Она до сих пор поддерживает отношения со многими своими выпускниками, в судьбе которых принимает неформальное участие.
При подготовке этого материала к ее 80-летнему юбилею мы пообщались с ее учениками разных лет. Желающих поздравить Ольгу Михайловну оказалось очень много. Спустя годы они вспоминают ее уроки как одни из главных уроков жизни

* * *
«Я с благодарностью вспоминаю Ольгу Пешкову, нашу учительницу русского языка и литературы. Я получал отличные оценки по этим дисциплинам, но не преуспел ни по одной из них. Тем не менее должен отметить, что в конечном итоге ее уроки научили меня ясно и лаконично излагать свои мысли при написании научных статей».
Андрей Гейм (1975),
лауреат Нобелевской премии по физике

* * *
«Юбилей Ольги Михайловны для меня – повод вспомнить о некоторых ярких моментах нашей школьной жизни, связанных с ней. Мы ее называли между собой ласково «Ольгушка». Каждый год всем классом 1 апреля ходили поздравлять нашу Ольгушку с днем рождения. Однажды, это было, наверное, в 9-м классе, на пороге нас встретила ее мама Вера Ивановна, был накрыт стол с ее знаменитыми пирогами из воздушного венского теста. Отец Ольги Михайловны – Михаил Радионович, в прошлом завуч школы №2, сел за пианино и сыграл нам несколько мелодий, мы пели популярные песни под его аккомпанемент, танцевали, смеялись до вечера, потом всей гурьбой прогулялись по Кабардинской. Это было воскресенье, а назавтра начиналась новая четверть. Утром, когда мы собрались в классе, нам завидовали те, кто не смог пойти с нами к Ольгушке.
В год 30-летия Победы над фашизмом городской отдел образования объявил конкурс творческих работ, посвященных войне. Ольга Михайловна знала, что мой дядя – фронтовик, встретивший победу в Берлине. Она предложила написать о нем очерк, мы назвали его «Дорогой мой человек». Мы разобрали с ней все фразы в очерке так, чтобы текст отвечал требованиям жанра, приобщили фронтовые фотографии, красиво оформили работу. Мой очерк получил призовое место. В этом была и заслуга Ольги Михайловны. В 10-м классе мы заняли первое место на конкурсе патриотической песни, этому предшествовали долгие репетиции. Нас, участников, было шестеро, мы оставались после уроков в библиотеке, где Ольга Михайловна работала во вторую смену. Ей со стороны было виднее, где расставить акценты, где повысить, а где понизить голос, ее советы были такие значимые, но мы это поняли позже – когда получили приз.
Она была с нами везде – и в школе, и на праздниках, и на сборе металлолома и макулатуры, и на субботниках. Дружила с нашими родителями, помогала им справляться с трудными педагогическими ситуациями. Она знала о нас все: кто в чем силен, у кого какие проблемы, кого надо поддержать, а кого осадить».
Ирина Кумалова (1975),
завотделом Республиканской юношеской библиотеки им. К. Мечиева

* * *
«Для меня Ольга Михайловна Пешкова – учитель, которого вспоминаю с бесконечной благодарностью и теплотой. Ее уроки русского языка и литературы забыть невозможно. Они были наполнены не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, стройности речи, ощущением причастности к судьбе родной страны.
Сколько душевных сил и энергии Ольга Михайловна отдала нам, своим ученикам, научила нас правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, красиво и грамотно писать, уважать русскую литературу, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота, в чем смысл жизни, что значит любить свою Родину. В моей памяти она всегда останется доброй и требовательной, понимающей и строгой, справедливой, мудрой, словом, настоящим учителем. Искренне считаю Ольгу Михайловну своим другом».
Мадина Бербекова (1978),
биолог

* * *
«В классе я не был самым продвинутым учеником по русскому языку и литературе и учился по этим предметам на твердую четверку. Тем не менее часто сталкиваюсь с ситуацией, когда высококвалифицированным ученым-естественникам приходится делать стилистические правки в своих рукописях для более ясного изложения собственных мыслей. Твердая четверка у Ольги Михайловны Пешковой означала безусловную пятерку у учителей в других школах Нальчика того времени. Казалось бы, зачем физику тратить время на русский язык и литературу? Именно так я и рассуждал в школьные годы. Оказывается, каждому человеку, занимающемуся любой областью науки, необходимо умение ясно и грамотно излагать свои мысли. Это не просто форма подачи материала, это инструмент, который помогает лучше понять научную проблему.
Ольга Михайловна учила нас с 5-го класса и до окончания школы. Поэтому мы не имели представления о том, как учат другие русоведы. В послешкольной жизни, сравнивая себя с другими, начинаешь по-настоящему ценить своего учителя. Это дает чувство уверенности в себе независимо от характера твоей работы. Что касается литературы, то почти все, что входило в школьную программу, я перечитал уже после школы. Но сделал это только потому, что у меня был к этому интерес. Не это ли является самым главным в работе учителя – пробудить интерес?! Считаю, что с Ольгой Михайловной нам, ее ученикам, повезло».
Мурат Хоконов (1975),
доктор физико-математических наук, профессор КБГУ

* * *
«Как много лет прошло с тех пор, когда мы впервые встретились с Ольгой Михайловной! Целая жизнь! Строгая и справедливая, умеющая научить и передать знания, заинтересовать своим предметом. Навсегда в моей памяти остались ее знаменитые «лирические отступления», когда Ольга Михайловна очень эмоционально пыталась донести до нас жизненно важные вопросы чести, совести, справедливости, долга. Как много ей удалось вложить в наши тогда еще только формирующиеся души! И теперь, когда за плечами большая часть жизни, я всегда с благодарностью вспоминаю ее уроки. А чего стоит ее способность помнить всех своих учеников разных лет выпуска!
Несмотря на годы, Ольга Михайловна не растеряла главного – интереса к жизни. В ее глазах всегда огонек, а на лице улыбка. Глядя на нее, понимаешь: такой и должна быть настоящая женщина. Двери ее дома всегда открыты для нас, ее учеников. Люди разных поколений часто звонят ей, заходят повидаться и поделиться своими радостями или проблемами. И для каждого Ольга Михайловна находит доброе слово или совет».
Светлана Белоконь (1978),
преподаватель английского языка, переводчик

* * *
«В мою совсем юную школьную жизнь Ольга Михайловна вошла как приятная, ухоженная, культурная женщина, что немаловажно для учителя в любые времена. На уроках она была строгой и требовательной (никто не смел даже отвлечься), болела душой за свой предмет, отдавая всю себя объяснению нового материала. Мы учились в то время, когда проблемы того или иного ученика были заботой всей школы, учителя не оставалась равнодушными, поддерживали связь с родителями, всячески старались, чтобы в классе не было отстающих.
Прошли годы, и уже в мою совсем не юную, непростую жизнь Ольга Михайловна вошла как собеседник, наставник, как вторая мама, которая всегда может поддержать мудрым советом и делом. Несмотря на годы и жизненные потери, она по-прежнему остается культурной, ухоженной и красивой женщиной, к которой я приросла всей душой. Она для меня пример во всем!».
Татьяна Кушнарева (1975),
главный специалист отдела назначения и перерасчета пенсий ПФР по КБР

* * *
«Я одна из тех, кому посчастливилось быть ученицей Ольги Михайловны, именно посчастливилось, потому что благодаря ей, ее строгости чувствую себя совершенно грамотным человеком. В те времена, когда мы у нее учились, понятия репетиторства, мне кажется, вообще не было, но у нее был такой интересный метод: по какому-то собственному принципу она выбирала из класса по два ученика и занималась дополнительно совершенно бескорыстно. Я была одной из тех, кого она пригласила в группу выходного дня к себе домой. Эти занятия вспоминаю с огромной благодарностью и ностальгией, они всегда проходили под запах ароматнейшей выпечки, которую готовила для нас ее мама.
Она привила нам любовь к литературе. Даже своим внешним видом она умела привлечь: мне нравилось, как она говорила и читала стихи. Она влюбляла в русский язык и литературу. Она была еще и нашим классным руководителем, мы боялись и уважали ее одновременно: когда, гуляя девчачьей толпой, видели ее издалека на улице, застегивались до последней пуговицы, шапку – на глаза и проходили мимо нее по стойке смирно. Наверное, таких учителей и сейчас, и тогда было мало».
Мадина Битокова (1984), менеджер

Подготовила Тома ТЕХАЖЕВА

Поделиться:

Читать также:

18.10.2021 - 09:36

В памяти сердца

Совершивший значимое для своего народа и родного края после смерти будто и не уходит – земля хранит следы его труда, а люди помнят его мудрые слова и заботу. 

01.10.2021 - 14:29

Ничто не идет в сравнение с признанием человека высококлассным специалистом

Недавно ушел из жизни выдающийся ученый Кабардино-Балкарии и большой друг нашей редакции Михаил Николаевич ФИСУН.

18.05.2018 - 22:58

Таких людей сейчас нет

Разговор с Тамарой ЦАГОВОЙ, дочерью просветителя Нури ЦАГОВА и супругой Абу ШОГЕНОВА – министром юстиции КБАССР в 1980–1986 гг., для меня особый: в судьбе этой женщины много того, что связывает ее жизнь с историей нашей республики.

18.05.2018 - 22:55

За духовность и мастерство

Союз художников России за многолетнюю творческую деятельность наградил искусствоведа Неонилу СУНДУКОВУ серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство». Неонила Степановна уже многие годы является ответственным секретарем Союза художников Кабардино-Балкарской Республики.