ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

Удаленка: шаг вперед и два назад?

Дистант, в просторечье удаленка, стремительно вошел в жизнь наших детей вместе с пандемией. На самом деле идея онлайн-обучения намного старше Covid-19 и теоретически представляется как прогрессивная технология образовательного процесса будущего. Эксперты считают дистанционное образование неплохим форматом для многих учеников. При одном условии: оно изначально организовано как дистант и ничем другим не является. Здесь другие отношения и другая степень самостоятельности и вовлеченности. Дистант выбирают те, кто не хочет ходить в школу, а хочет заниматься спортом, музыкой или конкретным любимым предметом, а остальные «просто сдавать», кто болеет или рано начал работать, не любит коллектив, любит заниматься самостоятельно и в своем темпе (неважно, более медленном или быстром). Педагогов, в том числе и в Кабардино-Балкарии, около пяти лет назад стали адаптировать к этой системе. А потом пришел вирус и вынудил поторопиться. Сейчас некоторые аналитики предлагают честно констатировать снижение качества знаний школьников, перешедших на удаленку, ведь признаем же мы падение ВВП и доходов во время пандемии. Но самое страшное, что рост школьной неуспешности создает риск неуспешности в будущем. И когда, в каком поколении это ружье выстрелит, никто сказать не может. Подходит ли массовой школе дистанционное образование? С этим вопросом мы обратились к педагогам республики.

Самая большая проблема - техническая

Карина КУШХОВА, учитель английского языка школы №5 города Майского, лауреат конкурса «Учитель года России-2021»:

- Если удаленка – осознанный выбор, то это очень удобно. Можно максимально эффективно распределять время. Нахожу только плюсы в таком формате самообразования для себя. Но мы говорим о детях школьного возраста, у которых пока еще недостаточно опыта, чтобы такой выбор сделать. Конечно, дети разные. У меня есть достаточно автономные ученики, они могут сами себя организовывать. Высокомотивированных учеников учитель только направляет. Но большинству по-прежнему важна школьная система ведения уроков – когда есть учитель, который задает ритм занятия, контролирует весь процесс, помогает с затруднениями. И, как мне кажется, этот контакт очень важен. На уроке ребенок и с низкой мотивацией работает. Учитель вовлекает всех учеников в учебный процесс. А на дистанте он лишен этой возможности. Не видит реакцию детей. Влияние дистанта имеет большой разброс - от положительного до неприятия. Как и качество, которое упало у одних, а у других возросло.

Самая большая проблема, конечно, техническая. Мы должны понимать, что не у всех одинаковые возможности обеспечить ребенка соответствующей техникой. И если у ученика нет компьютера с выходом в интернет (а таких в моем классе большинство), о каком дистанционном обучении для всех мы говорим?! Дети не в равных условиях. Я живу и работаю в городе Майском, и это далеко не республиканская глубинка, но только треть учеников моего класса имеют компьютер с выходом в интернет (не говоря уже о неполадках связи). У большинства есть смартфоны с мобильным интернетом. Но есть дети, у которых один смартфон на семью. И сложно представить, как проходит обучение в семьях, где больше одного школьника. Одновременно начинаются уроки у детей и обрушивается поток сообщений. Пока нет единой платформы обучения. Поэтому учителя используют разные образовательные сайты, где-то нужна регистрация или вынуждены пользоваться WhatsApp, где нет необходимого инструментария для проведения эффективного урока.

Общение с детьми стало максимально формализованным

Алла ДОЛГОВА, учитель математики гимназии №6 г. Прохладного:

- Говоря о дистанционном образовании, нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо. Учебный процесс в условиях пандемии выстроен по-разному в разных общеобразовательных учреждениях. Он зависит от типа школы, места проживания семьи школьника, подготовки преподавателей, технического оснащения и многих других факторов. А еще надо понять, что мы вкладываем в определение «качественное образование», какова основная цель образования – социализация, знание предметной области, усвоение моделей мышления. Только поняв это, можно говорить, насколько удачно с этой задачей справляются школы, вынужденные функционировать в непривычном режиме. На мой взгляд, школа - это однозначно институт социализации. Можно ли сейчас обойтись без школы и получить образование? Да. Можно ли обойтись без школы как без площадки, где учишься жить? Нет. В связи с этим при анализе дистанционного образования хотела бы обратить внимание на то, что происходит не только с учебой, но и с остальными элементами школьной жизни.

Да, дистант - это непривычно, не совсем знакомо, но глаза боятся, а руки делают. Первая проблема, с которой столкнулась я, - отсутствие необходимой техники у детей. Техническая оснащенность педагогического состава и учащихся – самое первое, базовое условие любого дистанционного образования. Но обеспечение компьютерами всех школьников – задача, с которой было трудно справиться. Причем это оказалось не столько технической, сколько социальной проблемой. Когда дети учатся офлайн, школа так или иначе нивелирует социальное неравенство, где любой ученик получает доступ к «общим благам»: учителям, книгам и библиотеке, столовой, пространству для занятий. Переход на дистант, наоборот, актуализирует неравенство, делит школьников на группы, и различие основывается прежде всего на технических возможностях. Дети, обладающие мощной и быстрой техникой, получают значимое преимущество перед теми, у которых компьютер старый, да еще вдобавок часто приходится делить его с родственниками. Но отсутствие хорошей техники – лишь один из барьеров, не дающий ученикам из небогатых семей получать качественное образование. А еще отсутствие личного рабочего места, шум в квартире, конфликты в семье – все это части одной проблемы, решить которую еще предстоит.

Второе не менее важное условие обеспечения эффективного дистанционного образования – поддержка технических специалистов. Здесь хотела бы отметить, что учителя нашей гимназии сработали очень хорошо. Те, кто не мог справиться с техникой, обращались к коллегам (как правило, более молодым), в иных случаях техническая поддержка делегировалась учителю информатики. Коллеги помогали друг другу разобраться в новых сервисах, приложениях, форматах работы. Делились опытом, советами по использованию техники, удержанию внимания аудитории на видеоконференциях, методическими идеями, в общем, креативили. А еще мы разработали специальную методичку для детей. В ней рассказывалось, как переходить в режим учебы в домашних условиях: проснуться заранее, сделать зарядку поесть перед занятием, выключить оповещения соцсетей, приготовить тетради и ручки и т.д. Потому что техника сама по себе располагает детей к отдыху и развлечениям, переключение «фрейма» у многих происходит очень медленно. Описания приемов перехода в режим учебы были призваны помочь школьникам адаптироваться к новой учебной жизни.

Третья проблема - собрать учеников. Не все вовремя «приходили» на урок. А у некоторых, которые присутствовали, наблюдались повышенная утомляемость, потеря работоспособности. Ученики буквально засыпали, с трудом могли сосредоточиться и удержать внимание. Ведь на протяжении месяцев они поздно ложились спать, отвыкли рано вставать, идти в школу. Отвыкли от самоконтроля во время уроков. Занимаясь с выключенными камерами, могли сидеть, лежать, как им удобно, пить чай, гладить кота. Некоторые ухитрялись параллельно вести переписку с одноклассниками или даже играть в игры.

Четвертая проблема - объясняя новый материал, трудно понять, не видя глаза детей, кто и в какой степени усвоил его. А говорить о том, что выполненные ребятами проверочные работы дают реальную картину, не приходится, так как даже выражение теперь есть такое: гугл вам в помощь. Если я веду урок офлайн, то есть в обычном режиме, проходя между столов, могу подкорректировать работу в реальном времени, мне тут же дети могут задать вопрос: правильно ли я делаю» В ситуации дистанционного образования это делать тяжелее. Невозможность оперативной обратной связи – одна из особенностей дистанционной работы.

Пятая проблема, одна из самых сложных на дистанционном обучении, - мотивирование детей к учебе. Умение интересоваться и поддерживать в себе любопытство – навык, на развитие которого в числе прочего направлено школьное образование в принципе. Онлайн же образование в большей степени подходит тем, у кого запрос уже сформирован, кто понимает реальные преимущества дистанционного формата (экономия денег и времени на дорогу), но заменить именно общее среднее образование дистант не может.

Возможно, чем старше школьник, тем в большей степени ему подходит онлайн-образование. Для старшеклассников дистант вообще может оказаться оптимальной формой обучения, когда мотивация уже сформирована, а времени и сил на «живую» школу не хватает. Но не для детей начальной и средней школы. Проблема мотивации осложняется и личностными особенностями школьников. Есть ученики, для которых, употребляя термины гештальт-психологии, учеба – фигура, а общение – фон. Для них учеба на дистанционке –
оптимальный вариант школьного образования, когда можно сосредоточиться на главном и не тратить ресурсы на сопровождающие обучение социальные обязательства. Есть и те, у кого приоритеты распределяются иначе: общение – фигура, учеба – фон. Для них ситуация смещения фокуса на учебу на фоне «обнищания» социальной жизни – серьезное испытание. Привычные механизмы подпитывания интереса к учебе не работают, а новые еще не успели выработаться.

Подводя итоги, хочу сказать, что вообще интересно, насколько по-разному отреагировали на переход в онлайн-формат разные учителя и разные ученики. Реакция одних – вдохновение, вызов, желание «сделать что-то хорошее, не просто отквитаться и сделать для галочки». Другие встревожились: опасения за организацию процесса перевесили новизну и необычность задачи. Лично мое мнение таково: с переходом на дистанционное образование даже у лучших учителей увеличилось количество лекционных часов, уменьшился объем групповых работ и дискуссий. Изменилось качество общения с детьми: взаимодействие с ними (как и с их родителями) на дистанционке стало максимально формализованным, ограничивающимся решением исключительно учебных вопросов.

Считаю, что дистанционное образование неспособно полностью заменить обычное очное. Возможно, это более реально для взрослых людей, которые уже имеют сформированные запросы к обучению. Среднее же образование, думаю, заменить невозможно, ведь именно в процессе коммуникации и социализации школьник начинает интересоваться конкретной предметной областью. Даже наилучшая организация онлайн-процессов не поможет решить эту задачу.

Ольга КАЛАШНИКОВА

 

Поделиться:

Читать также:

19.01.2022 - 12:39

Помощь оказывается не по спискам, а по потребностям

Республиканский центр труда, занятости и социальной защиты населения объединяет филиалы в районах и городах республики. Наш собеседник - Татьяна КОЖАЕВА, заместитель директора ГКУ РЦТЗСЗН, руководитель филиала по Майскому району.

19.01.2022 - 12:16

Путь воина, «Генетический код» и плато «Канжал»

Сати КАЗАНОВА в своем сольном проекте «Sati Ethnica» выпустила первую песню «Guashamahua» («Гуащэмахуэ») на кабардинском языке. Режиссер видеоклипа - Екатерина КВАСНИКОВА, художники по костюмам - Мадина и Лалина САРАЛЬП.

19.01.2022 - 12:09

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ – НАШ!

Российские фигуристки заняли весь пьедестал на чемпионате Европы-2022 в Таллинне.

19.01.2022 - 12:07

Художница из Абхазии стала членом испанского профессионального союза авторов художественной куклы

Асида АХУБА - известный в Абхазии кукольный мастер, член Союза художников Абхазии. Мы познакомились с ней недавно, сначала наблюдала за ее чудесными творениями в социальных сетях, а в прошлом году встретились в Сухуме.

14.01.2022 - 17:32

Знания, полученные в Нальчике, помогли завершить образование в Берлине

Берта РУШКЕ, урожденная БРЕЙНИНГ, давно живет на своей исторической родине в Германии.