ВСКАЧЬ НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫСветлана ЖИГУНОВА недавно вышла на пенсию, но продолжает работать сотрудником библиотеки. Юным читателям она всегда говорит, что в жизни, где есть столько непрочитанных книг, нет места скуке. Сама больше отдает предпочтение жизненным книгам о неординарных личностях и романам о семейных династиях. - Возможно, мой выбор покажется странным, но взяла бы на необитаемый остров повесть Тембота КЕРАШЕВА «Дочь шапсугов». Книга вышла в далеком 1951 году на адыгском и русском языках довольно большим тиражом и была тепло принята читателями. С тех пор прошло более 70 лет, но книга до сих пор любима и читаема. Автор решил посвятить ее далекому прошлому черкесов, становлению национального характера народа. Писатель рассказывал в своих интервью, что много ездил по аулам, особенно интересовался историей коневодства у адыгов, встречался с известными специалистами в этой области. К реализации своего замысла приступил уже после Великой Отечественной войны. Темботу Керашеву всегда были интересны неординарные человеческие страсти, он знал жизнь, психологию, нравственную и духовную идеологию своего народа, стремился писать с ориентиром на высокую планку его многосложной жизни. Сюжет может показаться незамысловатым, но он легко удерживает читательский интерес. В одном адыгском селе жили славный молодой джигит Анчок и юная красавица Гулез. И, конечно, они полюбили друг друга. Но семью Гулез вовсе не радовала перспектива породниться с небогатым Анчоком. Родители желали для дочери – лучшей девушки села другого жениха, знатного и родовитого. Гулез долго думала, как добиться для любимого признания со стороны своей родни, и, наконец, придумала. Что же будет делать молодой и пылкий Анчок, чтобы заслужить благосклонность семьи? И какую роль в этой истории сыграет невзрачный буланый конь, с большой неохотой приобретенный Анчоком на ярмарке по совету старика-коневода? Оправдает ли он выбранное для него хозяином имя Нальмес, что в переводе с адыгского означает «алмаз»? Автор подробно описывает устои и жизненные порядки адыгов, их верования и праздники. Очень познавательными для меня оказались моменты, рассказывающие о правилах выбора хорошего коня и ухода за ним. Если автор задумывал сделать книгу своеобразной энциклопедией обычаев, нравов и народной культуры адыгов, то с этой задачей он с честью справился. «Исстари заведено было так, что полевые работы производились всем аулом одновременно, наверное, обычай этот возник из необходимости быть всегда готовыми к защите от нападения врага. Одновременно всем аулом производилась и весенняя вспашка, и прополка, и уборка хлебов. Так и теперь, все мужское население аула с вечера уезжало в лес. Устроившись на ночь на поляне, люди ночью под вооруженной охраной пасли быков, а на рассвете возы с сеном целыми караванами двигались в аул». Писатель обращается к тому, что происходило в духовной и нравственной истории народа. В пору моей юности повесть «Дочь шапсугов» многие восприняли как рассказ о романтической любви двух молодых людей в духе Ромео и Джульетты. По моему же мнению, автор в первую очередь раскрывает духовно-нравственные и национальные ориентиры адыгов начала XIX века, в этот непростой исторический контекст органичным образом вписывает судьбы двух молодых людей Историей Гулез и Анчока – через их судьбы и представления о мире – писатель выразил нравственный кодекс народа, его менталитет и самоощущение в истории и вместе с тем создал полный глубинных драматических переживаний и романтических грез мир людей давно ушедшей эпохи. В остальном «Дочь шапсугов», на мой взгляд, стала знаковой в письменном художественном творчестве адыгов. Она об их истории, событиях, явлениях, процессах в их жизни, о духовных и нравственных достижениях, которые сформировали национальный имидж адыгов. Рекомендую к почтению всем, кто хочет больше узнать о той эпохе. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
|