День адыгского костюма был утвержден Правительством Адыгеи 28 сентября 2011 года и приурочен к дню рождения Юрия Сташа. Мастеру из Майкопа, посвятившему свое творчество адыгскому костюму, в этом году исполняется 90 лет. 27 сентября 2021 года в Нальчике в Арт-Центре Мадины Саральп открылась выставка из цикла «История одного костюма».
Ежегодно в Арт-центре М. Саральп обновляется экспозиция, проводятся тематические выставки и мероприятия, посвященные празднованию Дня адыгского (черкесского) костюма. Так, в 2019 году начали проект «История одного костюма», издан одноименный альбом, тогда же был представлен полный комплект аутентичной одежды начала XX века, принадлежавший хранительнице Аминат Эльмесовой. С того момента платье и его история заняли центральное место в экспозиции Арт-центра. Новая выставка является продолжением проекта - второй частью цикла в череде подобных событий. Цикл будет представлен пятью частями, каждая из которых станет отдельным исследовательским проектом Мадины Саральп и ее сподвижников. Сквозной идеей проекта является сохранение истории семьи, истории костюма, истории народа.
К сентябрю этого года были готовы к представлению два комплекта одежды – платья, принадлежавшие хранительнице Фене (Фатиме) Кожоковой. Это текстильные изделия, более века находившиеся в семье Фени Кожоковой и переданные М. Саральп от дочери Лейлы Тарбастаевой (Наурузовой) на описание и дальнейшее хранение, а также фотографии из семейного альбома Кожоковой, датируемые 1935-2020 годами.
В экспозиции выставлены шелковые распашные платья традиционного кроя. Текстиль, крой, отделка, особенные характеристики этнического костюма, влияние моды начала прошлого века - все отражается в этих двух платьях.
Одно из платьев (лилового цвета) дополнено бордовыми бархатными нарукавными и поясными подвесами этнографического характера, отделаны золотной вышивкой и галунами. Примерная дата изготовления – 1915 г.
Второе, аналогичного кроя (зеленого цвета), предположительно создано позднее и имеет дополнительные подрукавные подвесы и нижнюю юбку из тафты в тон основного платья, также отделано золотной тесьмой и галунами. Оба изделия имеют «паспортное лицо» в виде цветов на жаккардовой ткани (на зеленом - пионы, на лиловом - ирисы)
«Благодаря узнаваемости этих двух артефактов на снимке у нас появилась возможность исследовать и синхронизировать историю возникновения платьев, идентифицировать людей и факт передачи изделий из поколения в поколение в течение века», - говорит директор Института культурного наследия и развития М. Саральп.
Гостями выставки стали Лейла Магомедовна Тарбастаева (Наурузова), консультант по разработке медицинского оборудования компании «БРС» (Сколково), и Алексей Григорьевич Тарбастаев, к.м.н., руководитель сектора исследований и разработки отраслевых образовательных программ (Университет Правительства Москвы).
В рамках открытия выставки прошла лекция А. Тарбастаева о взаимосвязи орнамента и стратегий поведения.
Автор проекта благодарит Людмилу Кабардокову (Абазову) за помощь и трепетное отношение к истории республики и работу с фотоархивами, а также Жанну Шогенову за помощь в подготовке экспозиций «История одного костюма».