Историческую правду нужно убедительно доносить до мирового сообщества

«Круглый стол» «Развитие системы исторического образования и исторической науки в КБР: состояние, проблемы и задачи» прошел в Парламенте Кабардино-Балкарии с участием представителей научных и образовательных организаций.
Участников заседания приветствовала спикер Татьяна ЕГОРОВА, которая отметила острую актуальность и политическую значимость вынесенной на обсуждение темы. «В прошлом году в Конституцию нашей страны были внесены нормы о защите исторической памяти и исторической правды. Это стало ответной реакцией на попытки переиначить историю, принизить роль нашей страны в ключевых событиях, важнейшее из которых - Вторая мировая война», - заявила Т. Егорова. Она подчеркнула, что если несколько лет назад эти псевдонаучные заявления носили единичный характер, то сегодня рамки лжи разрослись до невероятных размеров – в ней принимают участие чуть ли не целые государства. «Всему этому надо активно противодействовать, и в эту работу должны включиться органы государственной власти и управления, институты гражданского общества и простые граждане, - призвала спикер. – Нам есть что противопоставить псевдонаучной истерии, но в отличие от наших оппонентов мы должны оперировать фактами. Историческая правда на нашей стороне, но ее нужно убедительно доносить до мирового сообщества. И на сегодня это глобальная задача, которая стоит перед исторической наукой». 
Как одну из важных составляющих этой задачи Т. Егорова назвала историческое образование молодежи. «Дети должны знать подлинную историю своей страны и своей республики. Не все однозначно и просто, но событий для гордости за страну и республику у нас предостаточно», - отметила она, подчеркнув, что информацию о них надо получать из достоверных источников, а не из зарубежных фильмов или квестов.
В ходе обсуждения министр просвещения, науки и по делам молодежи КБР Анзор ЕЗАОВ сообщил, что в республике работают 435 учителей истории, из них около половины имеют стаж более 20 лет, а в прошлом году учитель истории школы №1          с. Атажукино Эмма ХАЦУКОВА стала победителем всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации». Есть и другие положительные факты. Например, сокращается количество школьников, не преодолевших минимальный пороговый балл при сдаче ЕГЭ по истории. Однако среди школьников республики пока нет победителей и призеров всероссийских олимпиад по истории. Министр отметил, что республика переходит на федеральные образовательные стандарты по изучению истории, что подразумевает дополнительные часы.
О проблемах подготовки новых учебников по истории и культуре народов КБР рассказал и.о. директора центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения КБР, заместитель председателя совета регионального отделения Российского исторического общества Артур КАЖАРОВ. Он сообщил, что в настоящее время идет подготовка образовательных программ, затем пройдет конкурс по отбору авторских коллективов. В конце года будет представлена            рукопись учебных изданий, затем пройдет их апробация. Вместе с этим разрабатываются программы повышения квалификации учителей истории. А. Кажаров отметил, что очень важно найти новые подходы к изучению истории КБР.
Директор Института гуманитарных исследований КБНЦ РАН, доктор исторических наук Касболат ДЗАМИХОВ подчеркнул, что обсуждаемая проблема охватывает много аспектов, связанных со школой, вузами, академическими институтами и исторической памятью общества. По его мнению, целесо-
образно было бы создать общий учебник истории для СКФО, что способствовало бы максимальной объективности излагаемого материала.
На заседании «круглого стола» также выступил директор социально-гуманитарного института КБГУ Муслим ТАМАЗОВ, познакомивший участников с данными о количестве выпускников, получивших образование преподавателя истории, и процент их трудоустройства по специальности. Сейчас это около 60 процентов, что недостаточно. Он также выразил озабоченность снижением бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре КБГУ, что может негативно сказаться на системе исторического образования и исторической науки в республике.
Заместитель директора школы №9 г. Нальчика, учитель истории Наталья ЧЕПРАКОВА рассказала о возможностях, которые появляются у педагогов при использовании цифровых технологий преподавания истории в школе. 
Перед собравшимися также выступили главный научный сотрудник ИГИ КБНЦ РАН Алексей АБАЗОВ, и.о. министра по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей КБР Анзор КУРАШИНОВ, который рассказал о работе министерства по предоставлению субсидий для развития гражданского общества в республике, об участии в акции «Маяки дружбы» и организованном министерством выезде в районы КБР для изучения подлинной истории Великой Отечественной войны, а также проректор Северо-Кавказского государственного института искусств Фуад ЭФЕНДИЕВ.
По итогам заседания были приняты рекомендации Правительству КБР, профильным министерствам, ведомствам и общественным организациям.
Ольга КАЛАШНИКОВА

Свежие номера газет Горянка


21.04.2021
14.04.2021
07.04.2021
31.03.2021