Воспитание девочек

(Продолжение. Начало в № 28) 
Вот пример скромности, которая представляется интересным в замечании одного старика. «По мне, - сказал он, - та девушка была в молодости милее, которая, когда спросишь ее о чем-нибудь, не  находит, что ответить, теряется, краснеет, чем та, у которой ответ готов, как обнаженный меч. Стыдливость и воспитанность являются существенной составляющей, частью благовоспитанности. Такие не обманут и не подведут». 
Когда в доме был гость, обязанностью девушки становилось демонстрировать ему почтение и внимание. Как только укладывался спать, она обязана была проверить его одежду, обувь и снаряжение, все, что нужно, почистить, подправить, подшить, переплести и перевязать. Если гостю или старшему в доме требовалось умыться, даже 10-12-летняя девочка помогала ему умыться, для чего являлась в нужную минуту, держа в правой руке сосуд с водой, в левой мыльницу с мылом и через левое предплечье перекинутое полотенце. Когда гость вытирался, она держала один конец полотенца в правой руке, чтобы он не задумывался о том, как бы его не уронить.
Если у девушки был неженатый брат, в ее обязанности входило следить за его вещами. Убирать в доме и украшать двор тоже входило в ее обязанности. Кроме всего прочего, девушек непременно учили красиво танцевать, ясно и красиво говорить, чтобы изящно держать себя на людях.
Необходимо упомянуть и о следующем. Адыги никогда не рассчитывали на то, чтобы женщины были смелыми, сильными и храбрыми. Сила женщины заключается в ее слабости. Им никогда не ставили в упрек пугливость, малодушие и боязливость.
Девочек учили красивым манерам, тонкостям этикета, почтительному отношению к людям, это имело большое значение для всего общества. Наиболее благовоспитанные девушки, случалось, удостаивались величальных песен, которые складывали о них песнетворцы. Это высоко поднимало авторитет героини песни в глазах всего адыгского  общества. Любой юноша считал за честь добиться благосклонного внимания такой девушки и был готов многим пожертвовать ради этого.
Приведем одно предание, свидетельствующее о том, насколько воспитанными, умными и выдержанными были адыгские девушки.
Жили в одно время две сестры – Куля и Миля. Куля была красавицей, славилась своим рукоделием, благовоспитанностью и глубоким умом. Ее благосклонности добивались самые знаменитые джигиты Кабарды. Миля же ничем подобным не отличалась, была обыкновенной девушкой и не имела в свете такого успеха. Нетрудно понять, как она завидовала сестре. По этой причине Миля оклеветала свою сестру, пустив слух, будто та состоит в любовной связи с одним из молодых князей. Одни поверили в это, другие нет, но, как гласит пословица, нет дыма без огня - репутация Кули была подорвана.
Эта весть дошла и до молодого князя. Он был одним их тех, кто мечтал посвататься к Куле, и, используя случай, предложил ей руку и сердце якобы для пресечения всяких слухов.
Однако умная и дальновидная девушка дала ему следующий ответ: «Если я выйду за тебя, люди посчитают, будто мы заметаем следы своего греховного поведения. Даже если в крае не останется ни одного жениха, кроме тебя, замуж за тебя не выйду!».
Благоразумная девушка нашла другой выход из положения. Она сочинила песню о том, что с ней произошло. В песне она поведала о своей невиновности и том, что стала жертвой клеветы. По традиции, песня подобного характера не могла содержать вымысла, услышав ее, люди поняли, что Куля невинна. Высокое благородство и такт девушки проявились еще и в том, что в песне не содержится порицания и недовольства в адрес злой сестры-клеветницы. Так воспитывались адыгские девушки.

 

Анжела КУДАЕВА

Свежие номера газет Горянка


21.04.2021
14.04.2021
07.04.2021
31.03.2021