ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

Стоит ли учиться новой профессии после пятидесяти?

Мы привыкли безропотно принимать стереотипы. Например, верим, что после пятидесяти не способны воспринимать информацию, как в молодости. Однако по программе «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография» многие в нашей стране переучивались, и этому никак не мешал возраст. «Человек не теряет способности обучаться до конца жизни, при этом мы почему-то пытаемся усиленно учиться в молодости, а после пятидесяти автоматически отметаем саму возможность обучения новой специальности, - говорит психолог Элла ШВЫРКОВА. – Хотя мировой и отечественный опыт показывает: люди зрелого возраста намного более серьезнее и ответственнее относятся к учебе, чем молодые. Вспомните свой курс. Какой процент работает по специальности? Единицы. Это повсеместное явление. А когда серебро на висках, учишься, точно зная, где хочешь применить свои знания. Уже нет времени на разгильдяйство, нет желания обманывать преподавателя, после пятидесятилетнего рубежа абсолютно другое внутреннее самоощущение, это время зрелого, продуманного отношения к жизни». 

Расширяя горизонты

Какие причины толкают людей к переобучению? Многие испытывают многолетнюю неудовлетворенность своей профессией. Другие просто нуждаются в деньгах и ищут способы пополнения семейного бюджета. Третьи развивают себя как личность, осваивая новые профессии. «Я живу в Турции не по зову сердца, а по необходимости, - рассказывает Лейла ХУЛАМХАНОВА (ДИНАЕВА). - У меня двое сыновей и дочь, никому из них не навязывала свою волю, не диктовала, где и на кого учиться. Дочь сейчас учится на специалиста международных отношений в Турции. Мне хотелось быть рядом, поэтому поехала туда. За спиной были экономический факультет, работа в различных организациях. Надо сказать, турки доброжелательно относятся ко всем приезжим. Я там очень хорошо себя чувствую. Турция – страна, где появляются силы и желание жить и творить. На мой взгляд, там индустрия красоты не очень развита, есть потребность в кадрах. В Нальчике я обучилась на косметолога, потом научилась делать хиджаму, вникла во все тонкости мезотерапии, затем увлеклась аппаратной косметологией. Аппарат холодной плазмы позволяет значительно улучшить состояние кожи. Мне нравится наблюдать, как люди радуются обновлению кожи, как их удивляет и восторгает сама возможность омоложения. Хочу приносить людям радость, и моя новая специальность позволяет это. Дочь будет еще год учиться в Турции. Я рядом с ней столько, сколько вообще это возможно. Не думала, что буду работать в чужой стране, была далека от мысли, что после пятидесяти буду приобретать новую специальность. Но жизнь совершенно непредсказуема!».
Творчество людей предпенсионного и пенсионного возраста часто наполнено энергией юности. Так, творчество художника Мухадина КИШЕВА, за которым мы следим в социальных сетях, можно охарактеризовать двумя словами: очарованный ребенок. Ни возраст, ни болезнь не смогли убить в нем желание открывать новые горизонты в творчестве. Обещанный музей так и остается пока только обещанием, а оптимистичные картины, прославляющие жизнь, которые художник готов бескорыстно подарить родной республике, остаются в Испании, и это очень печально. 
Возвращаясь к нашей теме, надо сказать, что не только в России, но и во многих странах мира есть программы переобучения людей предпенсионного и пенсионного возраста. Потенциальные возможности серебряного возраста огромны, и их надо использовать. Во время бесед директора школ признаются, что зачастую просят педагогов пенсионного возраста оставаться на посту, потому что они создают здоровую атмосферу, а также не устают помогать молодым учителям. А в школе наставничество чрезвычайно важно. 
Так же и врачи, которые были гостями нашей редакции, говорили о наставниках. Конечно, важно учиться в тиши кабинетов, постигать азы мастерства, но становление хирурга начинается, когда он в качестве ассистента стоит рядом с мастером у операционного стола. Седо-власые наставники незаменимы.

Во что поверишь, то и случится

Часто, когда говорят о силе внушения, вспоминают эксперимент, который был проведен одним ученым над приговоренным к смертной казни: ему предложили yчacтвoвaть в нayчнoм экcпepимeнтe, кoтopый cocтoял из coкpaщeния cepдeчнoгo pитмa дo минимyмa, пoкa кpoвь мeдлeннo не вытечет дo пocлeднeй кaпли. Осужденному пояснили, что у него есть минимaльнaя вepoятнocть выживaния, зато cмepть тoчнo пpoйдeт бeз cтpaдaний и бoли. Он coглacилcя, пoтoмy чтo тaк yмepeть былo лyчшe, чeм нa элeктpичecкoм cтyлe. Eгo пoлoжили нa нocилки и пpивязaли тeлo тaк, чтoбы oн нe мoг двигaтьcя.
Зaтeм вpaч cдeлaл нeбoльшoй paзpeз нa eгo зaпяcтьe и пoлoжил eмy пoд pyкy мaлeнькyю aлюминиeвyю миcкy. Cpeз был плocкий, тoлькo пepвыe cлoи кoжи, нo ocyждeнный пoвepил, чтo eгo вeны были paзpeзaны. Пoд нocилки пoлoжили cocyд c нeбoльшим клaпaнoм, peгyлиpyющим xoд жидкocти в видe кaпeль, которые пoпaли в cocyд. Ocyждeнный мoг cлышaть кaпeльницy и cчитaть кaждyю кaплю тoгo, чтo cчитaл cвoeй кpoвью. Учeный пpикpыл клaпaн, чтoбы кaпли мeдлeннee кaпaли, c нaмepeниeм зacтaвить пoвepить, чтo y испытуемого зaкaнчивaeтcя кpoвь. Чepeз нecкoлькo минyт лицo ocyждeннoгo пoблeднeлo, a cepдцeбиeниe ycкopилocь. Koгдa oтчaяниe дocтиглo пикa, yчeный зaкpыл клaпaн пoлнocтью, и y ocyждeннoгo вcкope ocтaнoвилocь cepдцe - oн yмep. Этoт yчeный cмoг дoкaзaть, чтo вce, чтo мы вocпpинимaeм, бyдь тo пoлoжитeльнoe или oтpицaтeльнoe, влияeт нa вecь нaш пcиxoлoгичecкий и coмaтичecкий aппapaт. Возможно, этот эксперимент действительно проводился. В любом случае абсолютно доказано, что в фашистских концлагерях выживали те, кто просто верил в освобождение. Вера в себя, в лучшее будущее, в свои способности способна творить чудеса. 
Почему Колин МАККАЛОУ не ограничивалась занятиями нейробиологией? Почему ученая, работавшая на кафедре Йельского университета, писала романы? Возможно, ее отличает от многих людей лишь одно качество – вера в себя. Роман нейробиолога Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» - одна из самых продаваемых книг в мире. Да, она писала, чтобы заработать деньги, но вместе с тем верила, что владеет этим искусством. А Поль ГОГЕН? Успешный биржевой маклер, по сути, буржуа, в тридцать семь лет бросил размеренную жизнь и начал рисовать. Ему хотелось рисовать, а не работать на бирже, и он занялся этим. Рисовал до последнего вздоха. 

Как в двадцать лет

Есть неопровержимые доказательства многочисленных исследований в разных странах, которые подтверждают: человек начинает болеть, когда живет по чужим лекалам и не следует мечте. Многие врачи лечат онкологию не только лекарствами, но и внушают пациенту мысль, что он может претворить мечту в жизнь. И это помогает, более того, исцеляет. Женщина, всю жизнь мечтавшая быть учителем начальных классов, в пятьдесят лет поступает учиться, а затем работает в школе …и онкология отступает. Почему пожилые люди часто болеют, ведь человеческий организм рассчитан на долгое служение. Наши болезни – следствие ложного понимания специфики жизни после пятидесяти. Мы думаем, что пора ставить точку, верим, что и физически, и психологически изношены. За верой в собственное бессилие приходит реальное бессилие. Но многие понимают, что предпенсионный и пенсионный возраст – возможность быть исключительно счастливым человеком. Как в двадцать лет!

 

Марзият БАЙСИЕВА

Поделиться:

Читать также:

19.10.2021 - 18:23

ЯРКО И ДУШЕВНО

На прошлой неделе в кафе «Салам» состоялась благотворительная акция «Твори добро» с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

12.10.2021 - 17:34

МАРХИ - лучшее, что со мной могло случиться

Дениза УЛИГОВА - студентка первого курса магистратуры Московского архитектурного института (МАРХИ).

05.10.2021 - 16:45

Страна добрых дел Жамили Малкаровой

Как мы и обещали в предыдущем номере, публикуем беседу с Жамилей МАЛКАРОВОЙ - автором грантового проекта по созданию волонтерского центра «Страна добрых дел» на базе ГБОУ «Школа-интернат №3» Минпросвещения КБР в Нальчике, юристом и аспирантом Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук (КБНЦ РАН).

01.10.2021 - 14:36

Я учу учеников, а ученики учат меня

Мариям Расуловна ТЕБУЕВА - учитель математики и информатики МОУ «Гимназия №5»  г. Тырныауза, заместитель председателя Молодежной палаты при совете местного самоуправления Эльбрусского муниципального района, одна из активисток молодежи района.

22.09.2021 - 13:44

Город как пространство для людей, а не машин

Всемирный день без автомобиля ежегодно отмечается во многих странах 22 сентября. Он проводится с целью пропаганды идеи пешего и велосипедного способов передвижения и использования общественного транспорта. Главный девиз дня - «Город как пространство для людей, пространство для жизни».