ГОРДИМСЯ СВОИМ НАРОДОМ- В нашей семье хранятся предметы старины: мужской и женский пояса, кинжал, платок невесты, трещотки, ритон, книга старинных адыгских народных песен и портрет Шоры НОГМОВА, - рассказывает Фатимат Кашежева. – На примере каждой семейной реликвии можно рассказать о традициях, которых придерживались адыги. Некоторыми вещами мы уже в обиходе не пользуемся, но по ним рассказываем детям о предках и их судьбах. Продолжаем чувствовать связь и «поддержку» от них, которые не хотим терять. Например, платок, которым меня покрывали во время свадебной церемонии, - «унэишэ» принадлежал прабабушке моего супруга Хунизат (1915-1999 гг.). Этот платок хранится со времен ее свадьбы. В роду Хунизат считали доброй женщиной. Она достойно воспитала четверых сыновей и дочь. Теперь ее платок хранит и использует уже третье поколение. Это придает силы и во время церемонии, и в будущем, когда узнаешь, какие ценности и приоритеты преобладают в новой семье. От Хунизат нам еще достался старинный женский пояс, который был сделан на заказ именно для нее. Он такой красивый, что хочется надеть и покрасоваться в нем, с орнаментами и застежкой спереди. У адыгов есть традиция передавать оружие по наследству, когда рождается внук. Мой свекор (Гиса) передал первенцу семьи Азамату кинжал из серебра. Храним как зеницу ока и мужской серебряный пояс, изготовленный в XIX веке. Носил его прапрадедушка Дыма Псабидович (1878-1920 гг.), потом передал своему преемнику Хуате (1913-1988 гг.). Уже третье поколение рода Кашежевых достает трещотки (пхачич) по радостным событиям, которые являются у адыгов народным ударным инструментом. Они состоят из девяти пластинок высушенной твердой древесины, свободно привязанных с одного конца кожаным ремешком к такой же пластинке с рукоятью. Без них не обходится ни один наш семейный праздник. Роль трещоток - держать других музыкантов в ровном темпе, усиливать четкость ритма и воодушевлять танцующих силой своих ударов. Следующий предмет, о котором хотелось бы рассказать, – ритон, изготовленный из латуни. Сделан он с целью описания сказания «Как Сосруко добыл огонь». Когда он был изготовлен, точно не могу сказать, но композицию придумали очень интересно. Конь Сосруко Тхожей своими крыльями охватил сосуд, в котором находится огонь. Это наглядный пример для моих детей, которые благодаря этому предмету заинтересовались нартским эпосом. В продолжение этой темы скажу, что наряду со старинными предметами мы храним сборник адыгских песен. Хотя книга относительно других предметов не очень древняя, издана в 1979 году, но не менее ценная. Вплоть до ХХ века в адыгской среде существовал обычай по случаю всякого знаменательного для народа события, запавшего в сознание многих людей, сочинять песню. Это сборник старинных народных адыгских песен, собранных Зарамуком КАРДАНГУШЕВЫМ, который сам ходил по селам, собирал материалы и записывал из уст старожил. Основоположника исторической и филологической науки в Кабардино-Балкарии, общественного деятеля и поэта Шору Ногмова знают все. В нашей коллекции и портрет знаменитого ученого - витражная роспись на стекле, подаренная супругу его преподавателем. Храним все семейные реликвии в большом ларце, дети знают, какое значение они имеют. Хранить память предков - значит передавать из поколения в поколение родной язык, фольклор, песни, сказки, легенды, национальные костюмы и ремесла, которые необходимо любить и беречь. Стараемся сохранить в своей семье эти достояния и надеемся, что наши дети продолжат связь с предками, будут гордиться ими и своим народом. Анжела КУДАЕВА
Поделиться:Читать также:
|