ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

В век прагматизма 11 лет учиться на художника… Риски очевидны

На выставке «Сокровища земли нартов» по мотивам карачаево-балкарского героического эпоса «Нарты» в Музее изобразительных искусств имени А.Л. Ткаченко в начале этого года многие зрители впервые увидели работы Мурата АНАЕВА – выпускника Суриковской академии в Москве. Он живет в Москве, участник многих творческих проектов. Не секрет, что многие родители не поддерживают детей, когда они изъявляют желание учиться на художника. Мурат Анаев учился одиннадцать лет: сначала в колледже, потом в академии. Это было интенсивное, сложное обучение профессии, которая ассоциируется у нас с безденежьем, отсутствием перспектив и стабильности. Мы начитались биографий великих художников, которые зачастую трагичны. Но что сейчас? Как на самом деле происходит становление художника, бедствуют они или там тоже, как в любой профессии: работай и что-нибудь заработаешь? Об этом мы поговорили с молодым талантливым художником.

- Мурат, во-первых, поздравляю вас с запоминающимися образами Сатанай и Ерюзмека.

- Да, я погрузился в тему, было интересно работать. Сатанай переписывал несколько раз: сильную женщину, указывающую путь своему народу, защитницу, сложно написать. Я выбрал цвета, которые доминируют в балкарских селах, - коричневый и серебристый. Легко создавать что-то запоминающееся яркими красками, но посмотрите старые войлоки: там сдержанные цвета, натуральные. Мой учитель - народный художник России Николай КОЛУПАЕВ говорит, чтобы я не отрывался от корней. Горы аскетичны, горцы тоже. То есть мне надо при минимуме средств создавать образы, близкие и понятные людям. Думаю пробовать работать углем и карандашом.

- Я так хотела бы рисовать! Каждый день просматриваю десятки картин, это ни с чем не сравнимое удовольствие. Вы помните как начали рисовать?

- Сколько себя помню, столько и рисовал. Заметила это мама - Елизавета БОТТАЕВА. Отвела в художественную школу. Я окончил ее в девятом классе. Но и после продолжал рисовать.

- Однажды в разговоре с художником Ибрагимом ЗАНКИШИЕВЫМ я сокрушалась: будут ли у нас художники завтра, а он ответил: «Природа сама рождает художников, поэтов и музыкантов».

- Думаю, он прав.

- А как родители согласились с вашим выбором профессии?

- Мой отец - Емюрбек АНАЕВ был бизнесменом, его уже нет в живых, но он увидел мое становление. Так вот, когда я заявил, что хочу учиться на художника, именно отец поддержал меня. У него была командировка в Москве, он зашел в Суриковскую академию и спросил об условиях поступления. Там сказали, что сначала надо отучиться в колледже, выбрали Ростов. Там тоже надо учиться пять лет. Тогда мама засомневалась: «Одиннадцать лет?..» Отец твердо сказал: «Это его выбор».

Да, быть художником сложно. Особенно труден период становления. Но если развиваться, найти свой почерк, отклик зрителей однозначно будет. Я сейчас задействован во многих проектах в Москве. В искусстве крайне важна репутация. Помимо таланта, надо, чтобы коллеги были уверены, что я не подведу, выполню свою часть работы в обозначенные сроки.

- Сейчас люди уезжают в другие города и даже страны в любом возрасте. Но, я думаю, крайне сложно найти свой круг людей в чужом городе.

- Если человек чем-то увлечен, в любом городе мира он найдет единомышленников. У нас часто бывают так называемые «квартирники», где собираются свои: художники, артисты и люди, далекие от искусства, но с которыми нас свела судьба. Сборы проходят то у одного, то у другого товарища в квартире. Обсуждаем творческие проекты и проблемы. Говорим и на отвлеченные темы. Художником не становится человек только потому, что учился одиннадцать лет. Надо искать себя в искусстве. Это трудно. Я уверен, художник – чисто мужская профессия. Энергетические затраты, колоссальное напряжение. У художника всегда на первом месте творчество. А как быть женщине? Отказаться от материнства и семьи? У всех моих друзей жены – не художницы. И я точно знаю, на ком не женюсь – на художнице.

- Я так понимаю, вы уже навсегда москвич?

- Я работаю в Москве, но моя работа не требует физического присутствия, просто надо вовремя выполнять заказы. Я никогда не уеду из родной республики. И, даст Всевышний, если будут дети, они будут расти здесь, среди родственников, дорогих мне людей, среди гор. Не в Москве.

- Почему так мало молодых людей из нашей республики учатся на художников в академиях?

- Хотят больших гарантий по трудоустройству и зарплате. Но не надо забывать: состоявшиеся художники отлично зарабатывают, прекрасно выглядят, медленно стареют, умирают, перейдя рубеж девяностолетия. Потому что заниматься любимым делом – это счастье. А счастливые люди дольше живут.

Да, я должен сказать, когда учился, наших земляков не видел. Осетины и грузины есть. Но радует, что в Санкт-Петербургскую академию кавказцы целенаправленно идут к Хамиду САВКУЕВУ. Он – ориентир. Вообще, при поступлении раньше шли к определенному мастеру. А если не могли поступить, просились в подмастерья в его мастерскую. Мастерство именно так и приобретается: мастер учит каждый день. Это же невероятное везение: наблюдать, как работает мастер.

- У вас был только один наставник – Николай Колупаев?

- Нет, я учился еще у народного художника России Виктора ШИЛОВА. Это совершенно разные, непохожие друг на друга мастера. Я очень благодарен им.

- Вы знакомы с творчеством художников Кабардино-Балкарии?

- Да.

- Кто вам близок, чье мастерство восхищает?

- Ответ однозначный: Виктор АБАЕВ. Он мастер живописи высочайшего класса.

- Вы живете в Хасанье и Москве… Какими мыслями хотели бы поделиться по поводу нашего бытия?

- Я удивляюсь и огорчаюсь, что мы не ценим, не храним, не развиваем то, что у нас есть, а именно - народные промыслы. Надо устраивать фестивали, где были бы ярмарки-продажи. Нашу республику мир не знает. Здесь живут потрясающие мастера. У нас есть проблемы с осознанием прекрасного наследия, и это очень заметно со стороны. Есть чем гордиться, но все запрятано глубоко в чуланах. Достать, выставить, организовать мини-производство и кружки. Задействовать в обучении мастеров, не скупиться на оплату их труда... Дел много. Надеюсь, нас ждут перемены.

Марзият БАЙСИЕВА

Поделиться:

Читать также:

27.03.2024 - 10:08

ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ПОЭТА

На прошлой неделе состоялась встреча студентов социально-гуманитарного института КБГУ с представителями Абхазского государственного университета - преподавателем кафедры абхазской литературы филологического факультета, поэтом Абзагу КОЛБАЯ и старшим преподавателем кафедры абхазской литера
22.03.2024 - 09:00

ЖИЗНЬ ХРУПКА, КАК ФАРФОР

Лалина СОКУРОВА преподает в музыкальной школе, любит печь шоколадные десерты и при любой возможности уютно устроиться в кресле с книгой. В литературе отдает предпочтение романам о разных эпохах, жизни обычных людей, сильных чувствах.
15.03.2024 - 10:10

МЕРА ВСЕГО - ЧЕЛОВЕК

Лариса КАГЕРМАЗОВА получила образование историка. И хотя работает в смежной сфере социологии, интерес к истории и художественной литературе присутствует всегда.
13.03.2024 - 11:47

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ, ИЛИ ЖИЗНЬ КАК СОН

Русский драматический театр им. М. Горького 5 марта представил новый спектакль «Праздничный сон – до обеда» («Картины из московской жизни») по пьесе  А. ОСТРОВСКОГО.
08.03.2024 - 13:09

Уметь слушать и слышать

Алена ДЕНИСОВА, еще будучи студенткой факультета товароведения, начала работать на текстильном производстве. Досрочно выйдя на пенсию, с удовольствием окунулась в обустройство нового дома, который они с мужем проектировали и строили своими руками.