ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ                                                                                                  ГАЗЕТА «ГОРЯНКА»

                         

Три струны, известные во всем мире

День балалайки, или Международный праздник музыкантов-народников, отмечается 23 июня. Праздник еще не признан официально, но музыкальному сообществу это не мешает ежегодно отмечать его выступлениями и концертами. Идея праздника родилась у президента российского клуба музыкантов-народников Дмитрия БЕЛИНСКОГО. Историческим основанием для выбора даты стало первое официальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года. Впервые день балалайки отметили в 2008 году.

Наш собеседник - руководитель оркестра русских народных инструментов детской школы искусств им. З.Н. КОНТЕР г. Майского Оксана ПЛЯКО.

Показать технические возможности инструментов и красочность произведений

- В августе этого года будет 20 лет моей деятельности в стенах школы искусств Майского. Преподаю по классу баяна, аккордеона, руковожу оркестром русских народных инструментов. До этого после окончания нальчикского колледжа искусств, учась на заочном отделении СКГИИ по специальности «народное исполнительство», работала в детской музыкальной школе ст. Котляревской.

В детстве пришла в музыкальную школу самостоятельно. В общеобразовательной школе делали набор, и я записалась, поставив перед фактом родителей. Только они поставили условие: или баян, или аккордеон, так как фортепиано было для нашей семьи дорогим удовольствием, да и ставить его в маленьком доме было некуда. Наталья Михайловна ПАРХОМЕНКО, ставшая моим учителем на долгие годы, сыграла мне пьесу на баяне и на аккордеоне. Я выбрала баян из-за чистого звука, тембра и красивых кнопочек… С балалайкой познакомилась только в колледже искусств. Там, помимо специальности, мы изучали дополнительный инструмент и занимались в оркестре русских народных инструментов.

С августа 2002 года работаю преподавателем по классу баяна и руководителем оркестра русских народных инструментов в детской школе искусств им. З.Н. Контер, в которую пришла работать после окончания Северо-Кавказского института искусств. Совмещаю административную и педагогическую работу, с 2002 года работаю завучем, а теперь являюсь заместителем директора школы искусств.

В нашем оркестре русских народных инструментов занимаются дети вторых-пятых классов отделения «Народные инструменты», четвертых-седьмых классов отделения «Фортепиано», вторых-четвертых классов (старшей группы) отделения «Музыкальное творчество». На сегодняшний день в составе оркестра 25 человек. Инструменты - семейство домровых (домра прима, альт, бас), семейство балалаечных (балалайка прима, секунда, альт, бас, контрабас), баяны, гусли, ударные инструменты, бас-гитара, акустические гитары.

При подборе репертуара задаюсь целью не только показать инструменты и их технические возможности, но и расширить репертуарный список, показать красочность и яркость произведений, передать авторскую задумку в своей интерпретации. Уже многие годы самостоятельно делаю переложения и инструментовки для оркестра, ансамблей смешанного и однородного состава.

Мы выступаем на концертах в стенах школы, даем отчетный концерт оркестра, а также принимаем участие в отчетном концерте ДШИ в ДК «Россия»

Уникальность балалайки

- Помимо старшего оркестра, веду и ансамбль балалаечников в младших классах. Дети уже с первого класса приходят «на балалайку», как они по-своему называют ансамбль балалаечников. В младшем ансамбле мы изучаем балалайку, ее строение, знакомимся с историей ее возникновения и развития. По принципу «от простого к сложному» учим детей играть на одном из этих удивительных инструментов.

Балалайка, имея всего три струны, две из которых одинаковые (то есть, по сути, у инструмента ограниченные технические возможности), - уникальный инструмент, на котором мэтры-профессионалы исполняют технически сложные произведения как классического, так и современного мирового репертуара.

Конечно, мы с ребятами учимся только азам игры на балалайке. Это аккомпанирующая (сопровождающая мелодию) партия. Я играю пьесы на баяне, а дети аккомпанируют аккордами на балалайке.

Мы тесно сотрудничаем с нашими учениками-пианистами, которые сольно исполняют пьесы на фортепиано, а мы им аккомпанируем, вместе создавая интересный кластер, который положительно влияет на развитие и пианистов, и балалаечников.

В своей работе считаю главной задачей привить учащимся любовь и уважение к музыке, к инструменту, к работе над произведениями. Моя цель - не только дать детям сумму знаний, но и сформировать потребности и умения учащихся организовывать свою деятельность языком музыки. Эта задача полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится воспитать у школьников интерес к учебе, к творчеству, готовя всесторонне развитую творческую личность.

За годы работы в ДШИ со своими учащимися и оркестром принимала участие во всех школьных мероприятиях, мы выступали на сцене ДК «Россия», в детских садах, в домах пожилого человека и районной детской библиотеке. Задачи, поставленные мною перед выступающими, - воспитание артистических навыков, развитие силы воли, исполнительской собранности, умение держать себя на сцене выполняются ребятами в силу их эмоциональной устойчивости и технических способностей.

Состав оркестра и ансамбля каждый год разный, основной задачей является достижение определенного уровня развития исполнительского мастерства в пределах имеющихся возможностей.

Не иссякает любовь к музыке и творчеству

- Учащиеся отделения народных инструментов тесно сотрудничают с другими отделениями, участвуют в концертах в рамках культурно-просветительской деятельности и с целью пропаганды музыкальных инструментов. Так, мои учащиеся принимали участие в литературно-музыкальных композициях, организованных Центральной детской библиотекой, выступали в детских садах, на районных мероприятиях. После таких концертов и выступлений учиться в ДШИ приходит много ребят с хорошими музыкальными данными. Еще одна цель, которую я ставлю перед собой и своими учащимися, - воспитание уверенности в своих действиях, привитие любви и уважения к своему труду как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Не секрет, что главное для ребенка - похвала и признание его работы именно со стороны родителей. Поэтому успеха быстрее достигают дети, родители которых заинтересованны в их росте и всячески поддерживают.

Учащиеся отделения народных инструментов принимают активное участие в концертной жизни нашей школы. Помимо участия в совместных концертах с пианистами и хореографами, стало традицией проведение отчетного концерта отделения народных инструментов нашей школы. Родители и зрители получают положительные эмоции от концерта, а наши музыканты осознают всю сложность и ответственность публичного выступления.

Все свои уроки провожу в форме доброжелательной, творческой, непринужденной беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Конечно, бывают и сложности в налаживании контакта с учеником, но я стараюсь разрешить подобную проблему деликатно, не задевая личные границы ребенка.

С выпускниками своего класса поддерживаю дружеские отношения. Ребята приходят за новым нотным материалом, чтобы поиграть дома в семейном кругу. Многие выпускники регулярно играют на инструменте, занимаются подбором и сочинительством в свободное от учебы или работы время спустя годы после окончания ДШИ.

В целом могу сказать, что наш оркестр развивается, растет и мастерство учащихся. А главное - не иссякает любовь к детям, к музыке и творчеству.

Ольга КАЛАШНИКОВА

 

Поделиться:

Читать также:

10.08.2022 - 08:49

«Прохладненские каникулы»: весело и креативно

«Прохладненские каникулы» - традиционный ежегодный молодежный спортивно-развлекательный праздник прошел в минувшую субботу в городе Прохладном. Он проводится уже более десяти лет.

05.08.2022 - 08:35

«Исключение». В новом формате, в разных измерениях

На прошлой неделе в Кабардино-Балкарском музее Изобразительных искусств им. А.Л.

03.08.2022 - 22:31

Искусство или нет?

На прошлой неделе театр «Занавес» КБГУ завершил седьмой сезон спектаклем «Арт» по одноименной пьесе французской актрисы и драматурга Ясмины РЕЗЫ. Что может стать настоящим испытанием пятнадцатилетней дружбы троих мужчин? Женщины? Политика? Спорт? Для героев пьесы яблоком раздора становится приобретенная одним из них картина.

Один из героев, Серж, покупает за 200 тысяч франков картину знаменитого авангардиста Антриоса: три белые диагональные линии на белом же фоне. Серж врач, и стоимость картины для него существенна, но он ценитель искусства и в восторге от своей покупки. Его давний и близкий друг, Марк, не разделяет радости друга, он глубоко возмущен: как можно было заплатить такие деньги непонятно за что. «Ты купил это дерьмо за двести тысяч франков?!». Раз Серж искренне восхищается этой шарлатанской «живописью», значит, у него что-то не в порядке с головой. Реза хитро подает тему подлинного искусства, как наживку, и зритель ее заглатывает. Марк - приверженец традиционного искусства, и в жизни придерживается консервативных взглядов. Серж обвиняет его в неспособности видеть дальше собственных ограниченных взглядов. Третий друг, Иван, пытается примирить товарищей и напомнить им о своей предстоящей свадьбе, однако оказывается сметенным ураганом поднявшегося гнева Сержа и Марка, будучи, вдобавок ко всему, обвинен в бесхребетности и отсутствии собственного мнения. Если зритель и пытается рассудить друзей по мере того, как разворачиваются события, то невольно принимает сторону одного из них поочередно, ведь каждый приводит разумные аргументы и проявляет искренние эмоции. Споры по поводу картины постепенно выводят на поверхность давние обиды, недовольство, невысказанные претензии друг к другу. Остроумные диалоги в спектакле раскрывают истинные причины спора, не отяжеляя психологизмом и драматическими переживаниями. То, что персонажи – зрелые мужчины, которым часто приписывают кризис среднего возраста, сыграны молодыми ребятами, студентами, возможно, также облегчает восприятие для молодой публики. Легко пасуя друг другу фразы в диалоге, без нарочитых пауз, им удалось передать драматизм ситуации, не переходя в поверхностную плоскость.

О работе над спектаклем рассказала художественный руководитель театра Мадина Анатольевна ДОКШУКИНА:

- Так бывает, что буквально влюбляешься в пьесу и мысли о ней не отпускают, начинаешь искать способы поставить ее, параллельно подыскивая актеров. У меня есть большая команда, есть студенческий театр, детская театральная студия. Но в этот раз получилось так, что среди них я не могла найти нужных персонажей, никто не подходил под образы. Ислам ШХАГАПСОЕВ, исполнитель роли Ивана, в нашем театре уже четвертый год. Осталось найти кандидатов на две другие роли, так мы познакомились с Сосом АЙРАПЕТЯНОМ (Марк) и Маратом ГУАЗОВЫМ (Серж).  Для ребят эти роли – первый опыт на театральной сцене. Подготовку к спектаклю начали еще в феврале. Весь спектакль построен на диалогах, объем текста внушительный, а ребята – не профессиональные актеры, чаще двух-трех раз в неделю собираться не получалось. Я им бесконечно благодарна за то, что доверились мне и согласились сыграть в спектакле. Есть ребята смелые от природы, им не составляет труда настроиться на выступление перед публикой, но для некоторых это своего рода преодоление. Видеть изменения в них дорогого стоит. Я наслаждаюсь самим процессом подготовки – работа над текстом, репетиции, именно там творится магия. Премьера для меня - маленькая грусть, когда к удовлетворению о проделанной работе примешивается ощущение чего-то ускользающего. Музыку специально для спектакля написал молодой композитор Астемир МАРШЕНКУЛОВ. Он давний друг нашего театра, посещает все наши показы. Астемир написал музыку и для нашего детского спектакля, премьеру которого планируем осенью. И у студенческого, и у детского театра есть свой преданный зритель, это для нас очень ценно. Многие зрители, посетив тот или иной спектакль, впервые открывают для себя конкретного писателя, драматурга или литературное произведение.

Лилиана ШОРДАНОВА.

03.08.2022 - 22:28

Искусство управления тенью

Недавно мы писали про театр теней «Розовые очки», который создала Феридэ ЕНАМУКОВА - художник, режиссер (Горянка, №29, 2022 г.). Мы решили познакомиться с Феридэ поближе и узнать о ее дальнейших планах.

22.07.2022 - 09:00

Театр теней «Розовые очки» с «Африканской историей»

Группа энтузиастов открыла первый театр теней в Кабардино-Балкарии под названием «Розовые очки», устроив премьеру теневого спектакля «Африканская история» по сказке Р. КИПЛИНГА. Театр расположился в небольшом помещении творческой площадки «Open Club» по адресу ул. Кабардинская, 15, г.