ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ10 марта в Национальном музее КБР открылась выставка живописных работ художника Хызыра ТЕППЕЕВА (1956-2016) под названием «Я обязательно вернусь домой». Экспозиция приурочена к Дню возрождения балкарского народа. Хызыр Теппеев учился в изостудии А. Л. Ткаченко в Нальчике, затем поступил в Институт живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина в Ленинграде. По окончании института трудился в Нальчике. Последние 15 лет жил и работал в Турции, где преподавал живопись молодым художникам. На открытие выставки собрались родные и друзья живописца, коллеги и поклонники его творчества. В самом центре музейного зала застывшая зарисовка из жизни художника: два мольберта с незавершенными картинами, на столиках тюбики с краской и кисти, восточные вазы причудливой формы, кажется, если потереть одну, потемневшую от времени, можно выпустить джинна. Словно время замерло, и художник только ненадолго отошел, но вот-вот вернется. Восточный колорит присутствует на многих полотнах, будь то натюрморт или сцена из жизни. Персонажи на картинах почти сказочные, с полотна «Антикварщик» взирает острым оценивающим взглядом продавец древностей, благоговейно прикрыв глаза, поет призыв к молитве старец в картине «Зов», полный мужчина с грустными глазами испуганно прижимает к себе символы уходящей эпохи в картине «На пути в Европу», две женщины, молитвенно сложив руки, склонились под древом желаний на одноименной картине. В каждой работе, помимо центрального мотива, много деталей, как в головоломке, все, за что не сразу цепляется взгляд, хочется рассмотреть тщательно и без суеты. Теплые природные тона усиливают пограничное ощущение между реальностью и вымыслом. Две картины под общим названием «Джирит» повествуют о традиционной турецкой игре - на лошадях метании копья. Азарт и сосредоточенность участников состязания усиливаются интенсивным красным цветом, на заднем фоне женщины в чадрах, за которыми не видно лиц, но напряжение угадывается в их позах и застывших жестах. Есть серия полотен, в которых смешиваются восточные и кавказские мотивы, ярко выделяются картины с традиционными балкарскими мотивами, которые художник словно перенес с кийиза («Ковровщицы», «Мост Сират», «Уход»). Центральное место в этой серии занимает полотно под названием «Наследство», средоточие образов - от плодородной земли, расстелившейся зеленым ковром у ног старца, до покосившихся крошечных домиков, скопом уместившихся в его руках. Внимательный зритель заметит на выставке несколько автопортретов в различной стилистике: на одном из них художник в традиционной одежде и папахе, на другом в европейском одеянии, но больше всего привлекает внимание выполненный в карандаше графический портрет. Весь объем небольшого холста занимает лицо с глубокими морщинами в обрамлении мелких завитков длинных волос. В кажущейся простоте исполнения при детальном рассмотрении возникают знакомые образы, какие каждый из нас видел на иконе. Друзья и коллеги Хызыра Теппеева поделились, что при жизни не смогли уговорить его на проведение выставки, он был человеком скромным и непубличным. Но эта выставка - дань его памяти и признание безграничного таланта художника, оставившего родной республике и миру великое наследие. Выставка продлится до конца марта. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Астемира Шебзухова
Поделиться:Читать также:
|