Центр психологической помощи КБГУ будет помогать родителямРодители и дети: это не только неразрывная кровная и духовная связь, любовь и нежность друг к другу, но зачастую и конфликты. Что скрывать, не всегда родители сами с ними справляются. И встает вечный вопрос: что делать? В Кабардино-Балкарском государственном университете создан Центр психологической помощи - малое инновационное предприятие, цель которого - практическое применение результатов интеллектуальной деятельности ученых-психологов КБГУ. Руководит центром Римма БАГОВА – кандидат психологических наук, доцент института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Римма Багова. Мы попросили ее рассказать о новом психологическом тренинге для родителей. - Совместно с кандидатом психологических наук, доцентом Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования Будимиром НАГОЕВЫМ мы разработали психологический тренинг по развитию навыков осознанного родительства «Школа родительской компетентности». Участие в тренинге поможет родителям заново осознать и переоценить свои привычные стратегии взаимодействия с ребенком, научиться приемам эффективной коммуникации с ним, правильно формулировать свои мысли и чувства, выражать одобрение или порицание без нарушения психологического контакта. Тренинг разработан на основе анализа наиболее распространенных проблем в отношениях современных родителей с детьми. В его основу легли известные научные подходы к оказанию психологической помощи: - психоанализ и психодинамический подход (работа с неосознаваемыми негативными установками, иррациональными убеждениями, перенятыми без критики и анализа неэффективными стилями общения, нейтрализация психологической защиты); - когнитивный подход (анализ психологических причин проблем в поведении ребенка, работа над пониманием психологических механизмов воздействия на ребенка, осознание своих ошибок в оценке поведения ребенка и требований к нему, профилактика конфликтов); - поведенческий подход (освоение и отработка эффективных приемов общения с ребенком и воздействия на него); - гуманистический подход (осознание ценности личности ребенка, партнерского, недерективного стиля взаимодействия, формирование и сохранение психологического контакта). Тренинг апробирован на занятиях с сотрудниками КБГУ, являющимися родителями, и получил много положительных отзывов. Первая встреча была посвящена формированию взаимодействия в группе и обсуждению родительского опыта участников тренинга: что у них легко получается во взаимодействии со своими детьми, что сложно, что бы хотели поменять, чему научиться. Обсудили трудности, связанные с современной ситуацией взросления, в том числе связанные с общением детей в интернет-пространстве. На втором занятии подробно обсудили приемы эффективного общения: способы выражения эмоциональной поддержки, отражения чувств ребенка, принятия личности, как избегать сравнений, негативной оценки, фиксации на неудаче и другие проблемы. Затем в процессе ролевой игры эти приемы были проиграны в ситуациях детско-родительского взаимодействия, предложенных участниками группы из своего опыта. Каждый участник оказывался и в роли ребенка, и в роли родителя, что помогало сменить свою внутреннюю позицию и посмотреть на ситуацию с точки зрения детей. Были проведены упражнения в парах по развитию навыков активного слушания, перефразирования, формулирования обратной связи. Далее была продолжена работа по освоению приемов эффективной коммуникации: принятию чувств ребенка, использованию «Я-высказываний» в ситуации конфликта, установлению границ дозволенного в поведении ребенка с помощью «ступенчатой системы установления запрета» по методу Х. ДЖАЙНОТТА. По отзывам участников тренинга, они смогли увидеть со стороны свой стиль отношения с детьми, преодолеть стереотипы и расширить перечень методов взаимодействия с ними. Сейчас Центр психологической помощи КБГУ начинает реализацию тренинга среди населения КБР на возмездной основе. Продолжительность тренинга – два дня по три часа. В дальнейшем участники тренинга смогут лучше понимать своего ребенка, договариваться с ним, предупреждать конфликты, негативные проявления в поведении и выстраивать более гармоничный стиль воспитания. Марзият БАЙСИЕВА
Поделиться:Читать также:
|