О ЧЕМ МОЛЧИТ МРАМОРПреподаватель музыки Маргарита СТЕПНОВА уверена, что у литературного текста есть своя мелодика, нужно лишь уметь ее слышать. Домашний питомец Маргариты - кошка Гала иногда запрыгивает на крышку фортепиано и выжидающе смотрит в ее сторону. Таким образом дает понять, чтобы ей сыграли на инструменте. Маргарита предпочитает книги о творчестве и семейные саги. - На необитаемый остров взяла бы роман Жана-Батиста АНДРЕА «Храни ее». Я готова кричать об этой книге, настолько она потрясающая. Говорят, что французам лучше всего удается писать о причудах судьбы. Жан-Батист Андреа делает это с особым, присущим только ему мрачно-поэтическим изяществом и приглашает читателя в увлекательное путешествие длиною в жизнь. Путешествие, наполненное улыбками и слезами, красотой и уродством, верностью и предательством, внутренней силой и трусостью, но главное - пронесенной через годы настоящей сердечной привязанностью. Была ли то платоническая любовь, незаменимая дружба, отношения, порой переходящие в ненависть, - называть можно как угодно, но именно эта сила оказалась способной воспламенить истинный артистизм и оживить мертвый камень. Разные виды искусства - музыка, живопись всегда вдохновляли писателя на творчество, и «Храни ее» не стала исключением, только на этот раз речь идет о скульптуре. Сюжет разворачивается в декорациях фашистской Италии, где искусство не акт свободы, а инструмент религии и власти. Скульптору велят лепить, что скажут. Резать по заказу. Не думать, не чувствовать. Судьба, подарив главному герою не только золотые руки, но и громкое имя Микеланджело, будто в насмешку отняла все остальное. Человек огромного таланта, но внешне почти карлик, без гроша за душой, несвободный ни в чем - бедный скульптор Мимо Виталиани никогда не станет ровней Виоле, дочери маркиза Орсини. Впрочем, бремя несвободы в первой половине двадцатого века могли ощутить не только мужчины, не имевшие состояния, но и женщины, особенно такие, как Виола, которая не была похожа на других женщин. Их свела случайная встреча в детстве, завязав на всю жизнь узел, который не могли развязать ни время, ни война, ни упрямство их характеров. Он – гений, руки которого вдыхают жизнь в холодный мрамор. Она – его муза и вечная загадка. То, что творит с текстом автор, - это какая-то магия! Читатель, завороженный вымершим в XXI веке чувством платонической любви, увязнув по уши в бедах бедняка и знатной женщины, не замечает, как ему нашептывают историю искусства и принципы проекции в скульптуре. Автор учит читать мысли художника, как взрослые учат детей через мультики: не объявляя урока. «Храни ее» – обманчиво прилежное продолжение классической традиции. Злая судьба, трагедия неудачных решений, из-за которых влюбленные не могут быть вместе, – это было не ново и во времена ШЕКСПИРА. Но Жан-Батист Андреа – писатель своего времени, среди его инструментов нет пера и чернил. Он невероятно изобретателен, ответы на его загадки невозможно предсказать, а получив ответ, невозможно представить себе лучшего решения. Можно только удивляться бесстрашной смелости, с которой автор сплетает свою выдумку с реальными героями и фактами двадцатого века. Герои переживут и захлестнувшее регион в начале века насилие, и пришедший ему на смену фашизм, и период междувластия. Это одна из тех редких книг, которые обогащают не только эмоционально, но и интеллектуально. Причем сам автор, кажется, раскрыл секрет создания шедевра: «Слушай меня внимательно. Ваять очень просто. Надо просто снимать слой за слоем ненужные истории и сюжеты, пока не дойдешь до темы, которая затронет всех, тебя и меня, этот город и всю страну, темы, от которой без ущерба нельзя уже отсечь ничего. И тогда надо перестать бить по камню». У меня, по правде говоря, остался большой вопрос к русскоязычной версии издания, точнее к ее обложке. Несмотря на то, что я сама поклонник минимализма, она показалась мне уж слишком невзрачной и никак не передающей характер произведения. Однако на мнение о самом романе этот скромный минус никак не повлиял. Однозначно рекомендую его. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
| ||||||||||







