ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАК НЕПРЕХОДЯЩАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬВ зале Музея черкесской одежды и моды состоялась международная научно-практическая конференция «Традиционный костюм народов Кавказа. Исторические и современные этнокультурные процессы». Организаторы конференции - Кабардино-Балкарская РОО «Институт культурного наследия и развития», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова и Кабардино-Балкарский научный центр РАН обозначили в качестве основной задачи популяризацию научного знания в изучении традиционного костюма народов Кавказа. Среди актуальных тем конференции - общая типология традиционного национального костюма народов Кавказа, реконструкция и реставрация исторического костюма, генезис костюма и отдельных предметов одежды народов Кавказа, дизайн костюма и современная мода на Кавказе в контексте новой эстетики. Среди участников и гостей конференции выдающиеся российские ученые и эксперты - писатель, публицист и историк, главный редактор журнала «Звезда» Яков ГОРДИН; заведующая отделом этнографии Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории искусства СПбГУТД Наталья КАЛАШНИКОВА, научный сотрудник главной категории Российского этнографического музея отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук Владимир Дмитриев. Открывая мероприятие, кандидат искусствоведения, старший преподаватель МГТУ Нафисет КИДАКОЕВА отметила, что Институт культурного наследия и развития стал площадкой для выражения идей, исследований, сотрудничества и обмена опытом: «Сегодняшняя международная научная конференция посвящена культуре Кавказа, костюму и различным трансформациям, которые сегодня происходят с традиционным костюмом. Мы заинтересованы в том, чтобы наши потомки увидели костюм как в историческом виде, так и в новом, но правильно и точно выполненном». В видеообращении к гостям мероприятия Яков Гордин отметил, что нынешняя конференция, не только и не столько научное событие, сколько нравственное. «Его значение шире, чем просто изучение важных явлений. Традиционный костюм горца-черкеса – явление уникальное. Чтобы понять значение горского традиционного костюма в нашей общей истории, необходимо вспомнить о роли этого костюма в мировосприятии той удивительной категории русских людей, которых в XIX в. называли «русскими кавказцами». Это были люди, любящие Кавказ, понимающие и по-своему преданные ему. Явление ношения русским офицером черкески, глубокое к ней почтение – явление необычное и полное смысла. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ, в творчестве которого Кавказ играл определяющую роль, пытался очертить типичного русского кавказского офицерал: «Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия…» Мы помним, что герой Лермонтова - офицер-аристократ Печорин гордился тем, что казаки принимали его за кабардинца, так органично сидела на нем черкеска. Страсть к черкеске – свидетельство того, что Кавказ представлялся русскому человеку явлением необычайно значительным, а сам горец из носителя и создателя костюма представлялся человеком особого экзистенциального типа с высоким ощущением не только внешней, но и внутренней свободы. Изучение историософии горского костюма необходимо для понимания Кавказа и его роли для России. Дизайнер костюма, руководитель КБРОО «Институт культурного наследия и развития» Мадина САРАЛЬП рассказала об основных задачах проекта, а также зачитала приветственное письмо от директора центрального выставочного зала Союза художников Абхазии Эльвиры АРСАЛИЯ: «Уважаемые организаторы, дорогие участники и гости конференции, от своего имени и от имени абхазских коллег приветствую вас на международной научно-практической конференция «Традиционный костюм народов Кавказа. Исторические и современные этнокультурные процессы». Для меня большая честь обратиться к вам в этот знаменательный день. Собраться вместе в Нальчике, чтобы говорить о богатейшем культурном наследии Кавказа, это не просто научное событие, а настоящий диалог сквозь время. Каждый стежок, каждый узор на традиционном костюме - зашифрованная история народа, его душа, верования и эстетические идеалы. Я искренне восхищена вашим трудом, тех, кто изучает и сохраняет это наследие, и тех, кто творчески переосмысляет его в современных условиях. Ваша работа невероятно важна, она соединяет прошлое с будущим, не позволяя нам забыть о своих корнях в стремительном течении времени... Пусть неповторимая красота кавказского костюма продолжает вдохновлять вас на сохранение и приумножение нашего общего культурного богатства». Наталья Калашникова подняла вопрос о дефинициях реконструкции, реставрации и реплике в сегодняшней работе специалистов: «В области археологии, этнологии и музейной практики вопрос изучения и сохранения традиционного костюма является актуальным и сегодня. Однако следует понимать разницу в обозначениях разных понятий. Реконструкция может быть археологической или исторической, при которой восстанавливается по частям, фрагментам найденных предметов общее целое. Реконструкцией костюмов в основном занимаются археологи. Понятие исторической реконструкции включает и другие источники для того, чтобы реконструировать костюм. Это в основном письменные свидетельства, иллюстративные источники. Реставрация - совокупность мероприятий, целью которой является предотвращение разрушения цельного материального облика или консервация нынешнего состояния. К реставрации предъявляется особое требование - она должна быть видна и отличима от подлинных частей экспоната. Также реставрация требует прекрасного знания материалов. Реплика – термин, который имеет разные трактовки. Это высококачественное повторение оригиналов костюмных комплексов или отдельных экспонатов для восполнения лакун в музейных собраниях и использования в экспозиционно-выставочной и просветительской работе. Некоторые считают реплику копией, но это неверно. Даже если современный народный мастер возьмет природные материалы для полотна, заправит в ткацкий станок и получит холст, это все равно будет предмет, выполненный в современных условиях современным мастером. Кроме того, краски для окрашивания будут получены иным способом. Таким образом, реплика - это аналог оригинала, выполненный в хорошем качестве. Сейчас остро стоит вопрос о том, что собрать подлинные вещи практически невозможно. Частое использование на выставках может навредить экспонатам. Реплика в таком случае становится хорошим подспорьем». В. Дмитриев посвятил свою речь общекавказским признакам в комплексе одежды северокавказского типа: «Существует ошибочное утверждение, что феномен материальной культуры уходит. Тенденции установок и традиций не уйдут никогда. Костюм – одна из самых ярких категорий материальной культуры. Так называемый северокавказский традиционный костюм, по общему признанию, во всех смыслах совершенен. Первая тенденция - это соотношение мужских и женских признаков. Северокавказские мужской и женский костюмы взаимно изоморфны, повторяют определенные детали в стиле и конструкции». Спикер рассказал о происхождении отдельных элементов костюма и их исторической трансформации. Еще одно видеообращение к участникам мероприятия было от есаула Кубанского казачьего войска, автора книги «Справа казака. Равнение на дедов» из Краснодара Михаила АБРАМЧИКА. Он рассказал, что тщательно изучил и возродил традицию ношения черкески, перенятую казаками. В книге подробно разъясняется, как правильно должны быть сшиты черкеска и бешмет, как выбрать кинжал и шашку и правильно их носить. Одним из интересных аспектов книги является история рода автора – потомственного казака. Заместитель директора по научно-исследовательской работе и компьютеризации института архитектуры, строительства и дизайна КБГУ, профессор, доктор искусствоведения Фатима КАНОКОВА выступила с докладом «Традиционный ногайский женский костюм и его интерпретация в работах современных художников». Научный сотрудник Ингушского научно-исследовательского института им. Ч. Э. Ахриева, искусствовед Танзила Дзаурова привела подробное описание женского костюма XVI-XVII вв. на примере материалов из склепа архитектурного комплекса Цори. Доцент кафедры истории и теории искусств СПбГУПТД, кандидат искусствоведения, заведующая сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа Марина Блюмин выступила с докладом «Лоскутное шитье и современная мода. Инновационный подход к традиции». «Традиционный костюм в современной культуре. Дизайн костюма и современная мода на Кавказе в контексте новой эстетики» - тема доклада участника конференции из Абхазии - художника по костюмам театра и кино Салимы Хашиг. О музейных коллекциях костюмов народов Кавказа рассказала в своем докладе заместитель генерального директора по научной работе Национального музея КБР Ирина Хашева. По итогам конференции будет подготовлен электронный сборник. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
| ||||||||||










