ШЕДЕВРЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО И СКРИПКИВ минувшие выходные в зале Арт-центра Мадины Саральп состоялся вечер классической музыки XX века. В программе прозвучали произведения Сергея ПРОКОФЬЕВА, Альфреда ШНИТКЕ, Аслана ДАУРОВА и Джабраила ХАУПЫ в исполнении Амины и Амаль КЯСОВЫХ («Горянка», № 35, 2023 г.). Это уже третий концерт сестер, который проходит в стенах арт-центра, что не может не радовать зрителей. В первом отделении были представлены сюита для фортепиано из симфонической сказки «Петя и волк» и три пьесы из балета «Золушка» Сергея Прокофьева. Оба произведения являются транскрипцией, т.е. переложением для фортепиано. Известная симфоническая сказка «Петя и волк» была переложена для фортепиано Татьяной НИКОЛАЕВОЙ – выдающимся пианистом, композитором, профессором Московской консерватории. Даже тем, кто не ходил в музыкальную школу, хорошо известно это произведение. Наверняка многие вспомнят его по первым урокам музыки в средней школе. Считается, что произведение знакомит учеников с основными инструментами и их тембровыми особенностями, так как каждый персонаж сказки исполняется отдельным инструментом или группой. Например, партия Пети исполняется струнными, волка – тремя валторнами, утки – гобоем, деда – фаготом, птицы – флейтой и т.д. «У фортепиано широкий диапазон, но оно не может заменить целый оркестр. Когда я исполняю транскрипции, слышу совсем другие тембры и очень надеюсь, что и вы услышите богатую палитру звучания», - пояснила Амина Кясова. То ли магия самого произведения, то ли виртуозного исполнения пианистки, а возможно, так срабатывает память, но даже, не имея музыкального образования и слуха, можно различить отдельные упомянутые инструменты и образы. Следующее произведение - «Золушка» было переложено самим С. Прокофьевым. Прозвучали три пьесы из 102-го опуса - два вальса и адажио, которым завершается балет. Музыка «Золушки» - классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, построенный на вальсах. Балет был написан Прокофьевым для Галины УЛАНОВОЙ, но на премьере партию Золушки исполняла другая выдающаяся балерина - Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ. - На мой взгляд, это одна из самых трогательных любовных страниц в истории музыки XX века. Несмотря на популярность «Ромео и Джульеты», чувства, описанные в «Золушке», не менее важны и трогательны. В музыке Прокофьева такая лирика воспринимается наиболее глубоко, потому что его стиль известен своими гротесками и диссонансами, - отметила пианистка А. Кясова. Второе отделение открыло произведение Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле» - своего рода стилизация барочной музыки XVIII века. Пьесы, тематически между собой не связанные, объединены в единую композицию. Сюита была создана в 1971 году на основе музыки к кинофильмам «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Автор смело экспериментирует с разными приемами. В данном случае скрипка и фортепиано, как настоящие персонажи, соревнуются между собой, спорят и занимаются демонстрацией своих технических возможностей. Далее прозвучало два сочинения, написанных черкесскими композиторами. Аслан Дауров посвятил «Черкесскую рапсодию» выдающемуся скрипачу своего времени Виктору ПИКАЙЗЕНУ, который стал ее первым исполнителем. В рапсодии использованы элементы музыкального фольклора, которые А. Дауров обрабатывал и использовал в своих сочинениях. В заключение концерта состоялась премьера потрясающего произведения выдающегося композитора Джабраила Хаупы «Соната №3 для скрипки и фортепиано». - Эта музыка очень глубокая, с узнаваемыми национальными мотивами. Каждый раз во время репетиций, все больше погружаясь в нее, мы чувствовали соприкосновение с чем-то великим, - отметила Амина Кясова. Эту невероятную глубину смогли прочувствовать и зрители. Произведение, музыкальный строй которого раскрывался деликатно, сиюминутно усиливая темп и ритмику, то поднимаясь, то стремительно возвращаясь к некой исходной точке, но с уже более мощным посылом. Яркое и запоминающееся, вызывающее полный восторг. Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
| ||||||||||









