Скоро в школуКонсультант рубрики - Ирина ШОНТУКОВА, руководитель республиканского центра семейного консультирования ГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения Минпросвещения КБР». Главное – набраться терпения - Самый главный совет родителям будущих первоклассников - набраться терпения. Потому что хорошо ребенок подготовлен к школе или не очень, все равно это будет для него стрессом, и появятся какие-то проблемы с адаптацией. Не нужны завышенные ожидания, но в то же время лишних страхов в себе порождать тоже не надо, так как любая родительская тревожность передается детям. То есть нужно в первую очередь самим родителям очень спокойно, терпеливо к этой ситуации относиться. Важно, чтобы родители будущих первоклассников настраивали своих детей на то, что они становятся взрослее, идя в школу, что это для них важный этап жизни, то есть поддерживали бы в них мотивацию к учебе, а во всех возникающих вопросах проявляли терпение, доброту, не уходили бы в нервное, порой, даже истеричное состояние. Потому что, повторюсь, это все передается детям. Когда дети уже переступят порог школы, очень важно на самых ранних этапах контролировать ребенка и приучать к порядку, к режиму. Конечно, режим в первую очередь должен быть привязан к учебным занятиям. Да, первый класс адаптационный, детям не задают заданий на дом, кроме чтения, не ставят оценок. Это тоже фактор успокоения для родителей. Но при этом надо все равно понимать, что так будет не всегда, что уже во втором классе и домашние задания, и оценки появятся. Поэтому в течение первого года обучения детей нужно потихоньку к этому тоже готовить. Нужно следить за тем, чтобы ребенок в школу пошел позавтракав, а придя из школы домой, был занят чем-то полезным, а не уходил бы сразу в гаджеты, в игры. Очень важна и психологическая составляющая. Ребенка надо постоянно поддерживать, не подавлять его эмоционально, не третировать за какие-то неудачи, то есть избегать формирования негативных эмоций, связанных с учебой в школе. Ребенок должен знать, что даже если у него что-то не получается, родители все равно на его стороне, они поддерживают его, верят, что со всеми проблемами он справится. Нередко бывает, что родители, общаясь между собой, особенно хвалят какого-то учителя, после чего всеми правдами и неправдами стараются записать своего первоклашку именно к нему. К чему это приводит? К тому, что классы у таких преподавателей переполнены, и каким бы учитель хорошим ни был, он в какой-то момент может просто не справиться с таким большим количеством учеников. В этой ситуации родителям тоже надо быть спокойными, терпеливыми, сотрудничать с учителем, слушать его рекомендации, помогать и ни в коем случае при ребенке, даже если у вас есть повод быть недовольным его учителем, это недовольство не демонстрировать. Бывает, что сам ребенок недоволен своим учителем, и тут надо обязательно поинтересоваться о причинах этого недовольства, чтобы он как-то осмысленно объяснил, обосновал, что именно ему не нравится. Может, учитель просто строг и требователен, а ребенку хочется поиграть во время уроков. В таком случае надо объяснить ребенку, что его задача - соблюдать дисциплину и выполнять требования учителя во время уроков. Многие родители уверены, что ребенок, идя в первый класс, должен уметь читать и писать. На самом деле этого от детей не требуется, нигде такие требования не зафиксированы, ни в каких документах. Ребенок именно в школе должен научиться читать, писать, считать и так далее. А вот психологическая подготовка ребенка к школе - это намного важнее, правильнее, чтобы он пришел в школу, я бы так выразилась, с запасом дисциплины. Еще одна проблема возникает, когда родители спешат и хотят отдать ребенка в первый класс до достижения им семи лет. На самом деле есть определенные законы психофизиологии развития ребенка, который должен прожить свой дошкольный период, чтобы потом быть организационно готовым к новому уровню своей жизни, то есть как бы созреть для новой деятельности. Но если родители настаивают и хотят, чтобы ребенок как можно раньше пошел в школу, тогда нужно тем более этому ребенку помогать и психологически его поддерживать в адаптации, чтобы одному учителю не пришлось все это расхлебывать. В последний летний месяц, перед тем как ребенок пойдет в первый класс, хорошо бы помимо абсолютно вольного времяпрепровождения, организовать какие-то периоды, когда родители, например, садятся и читают вместе с ним книжку или смотрят детский фильм и потом обсуждают его. Это прививает навык осмысленного получения информации, тогда в школе ему тоже будет с этим легче справляться. Чтобы развить у ребенка интерес к учебе, а не просто необходимость ходить в школу, надо ежедневно спрашивать у него, что было в школе, что у него получается, а что нет, что было сложным и почему. Такие регулярные ежедневные разговоры с ним необходимы, при этом не нужно на это тратить два-три часа, достаточно 15-20 минут, но ребенок при этом будет понимать, что родителям действительно это важно, и у него совершенно другое будет отношение к учебе тоже складываться. А если не интересоваться по принципу «как идет, так и пусть идет», у ребенка такое же безразличное отношение к учебе может сформироваться. Пубертат молодеет - Не менее сложный следующий этап, когда ребенок из начальной школы переходит в пятый класс. Здесь адаптация нужна по другим направлениям, так как ребенок погружается в кабинетную систему с разными учителями, первое время ему даже сложно запомнить, как зовут всех учителей. Тут тоже важно спрашивать обо всем, так как повторяя, ребенок быстрее сам запоминает. К счастью, в этот период проблем с дисциплиной не возникает, они начинаются в подростковом пубертате. Сейчас специалисты говорят, что он помолодел, гормональные изменения начинается уже после 11 лет. Они ведут к психоэмоциональной неустойчивости. В этот период вспоминаем универсальный рецепт - не терять нить общения с ребенком. Он должен чувствовать, что нужен родителям что родители переживают за него, беспокоятся, что им важен именно он. И это не «покажи дневник, откуда ты столько двоек нахватал?». Надо, чтобы ребенок чувствовал: важен именно он, его переживания, его проблемы, и тогда подростковый период, который все равно будет сложным, пройдет более плавно, и вы ребенка не потеряете. Если связь, в первую очередь эмоциональную, удается сохранить, тогда выход из этого периода будет более легким и проблем в школе будет меньше. О важности климата в семье в этот период говорит тот факт, что учителя у всех детей одни и те же, класс один и тот же, а каждый ребенок проходит пубертат по-своему, потому что в семье условия разные. Важно чтобы родители не перестали быть для ребенка важными взрослыми. Жизнь не заканчивается ни на каком экзамене - Следующий сложный этап - итоговые девятый и одиннадцатый классы. И тут возникает проблема перегрузки детей занятиями с репетиторами. Надо заметить, что после внесения изменений в федеральные государственные стандарты среднего общего образования, в учебном плане каждого класса обязательно должны быть не менее двух предметов, которые изучаются углубленно. То есть до этого школа могла выбрать универсальный учебный план, где все предметы изучаются только на базовом уровне, а сейчас обязательное требование - чтобы не менее двух предметов в учебном плане изучались на углубленном уровне в каждом классе. В этой ситуации говорить о том, что ребенку нужен еще и репетитор, некорректно, потому что в учебном плане выделяется достаточное количество часов на углубленное изучение определенных предметов. Другой вопрос, когда ребенку нужен для поступления в вуз, помимо этих профильных предметов, еще какой-то предмет для углубленного изучения, а в учебном плане он не предусмотрен. В этом случае скорее всего ему потребуется репетитор или какие-то дополнительные занятия, здесь у школ тоже есть разные возможности. Но не нужно ребенка вгонять в тревожность по поводу экзаменов. По большому счету ничего такого суперсложного в них нет, если ребенок готовится и изучает предмет на углубленном уровне. В конце концов жизнь не заканчивается ни на каком экзамене. Я сама оканчивала советскую школу и в первый год не поступила в вуз, ничего страшного не случилось. Поработала, дополнительно подготовилась и на второй год спокойно поступила, окончила университет с красным дипломом, ни одной четверки в зачетке у меня не было, потом защитила кандидатскую диссертацию. Скоро в школу! И это замечательно. Ольга Калашникова. Фотоколлаж Тамары Ардавовой
Поделиться:Читать также:
| ||||||||||






