За духовность и мастерство

Рубрика:

Союз художников России за многолетнюю творческую деятельность наградил искусствоведа Неонилу СУНДУКОВУ серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство». Неонила Степановна уже многие годы является ответственным секретарем Союза художников Кабардино-Балкарской Республики. За долгие годы сотрудничества и самой настоящей дружбы с этой удивительной женщиной газета «Горянка» получает квалифицированную информацию о проходящих выставках и художниках, творящих в Кабардино-Балкарии. И, конечно, особое внимание уделяет женщинам Северного Кавказа, посвятившим себя изобразительному искусству. В 1969 году она, уроженка небольшого украинского городка, окончила факультет истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. С 1985 года по настоящее время является ответственным секретарем правления Союза художников КБР. Она - автор каталогов республиканских выставок и публикаций по изобразительному искусству КБР в журналах 
и периодической печати. Безусловно, говоря о Неониле Степановне, нельзя не вспомнить Анатолия Михайловича СУНДУКОВА, известнейшего не только в республике художника, с которым их в далекие 50-е связала судьба, память о котором она до сих пор трогательно хранит.

На перекрестке военных событий

- Я родилась на Украине в маленьком городке на границе Ровенской и Львовской областей. В те годы он назывался Радзивилов - это была бывшая усадьба князя Радзивила. Теперь его переименовали в Радивилов, - вспоминает Неонила Степановна. - Свое раннее предвоенное детство вспоминаю как согретое маминым теплом. Оно было во всем - согревало нашу совсем небольшую хатку под соломенной крышей, окутанную летом множеством цветов. Они росли повсюду, расстилаясь даже по тропинке, ведущей к нашему домику, спускаясь своими цветущими головками с цветочных горшочков, стоящих на подоконниках, буквально окутывая стены ярким многоцветием мальв и настурций до самой земли. До сих пор, когда вижу цветущие настурции, с трепетом, до боли в сердце ощущаю запах своего детства и мамин голос. 
В мою жизнь семилетней девочки совершенно неожиданно ворвалась война. В самый первый день она прижала меня и моих босоногих подруг-хохотушек к земле. А потом долгих четыре года была в моей жизни. Она то притихала, то опять грохотала  взрывами, пожарами, страхом. Наш городок находился на перекрестке военных событий. Мимо нас, почти рядом, проезжали поезда, нагруженные военной техникой, проходила трасса, по которой проезжали машины в сторону Германии и обратно, в сторону России. 

С ним, уже без него

- Мама умерла рано, и тогда началась моя взрослая жизнь. Серьезную роль в ней сыграл Анатолий Сундуков, который служил в наших краях в армии. Он тогда еще не был художником. Был сержантом. Вспоминаю те далекие пятидесятые с волнением и трепетом. Это было в декабре 1951 года, в Бродовский дом культуры из Радивилова переехала семья РОЗЕМБЛЮМОВ – Виктор Николаевич и Екатерина Николаевна. Он руководил самодеятельным коллективом, по-моему, драматическим. Она была пианисткой. Это были люди из числа петербургской интеллигенции. Как они оказались в наших краях, не знаю. В Радивилове и Бродах вокруг них собиралась молодежь. Это было естественно, так как Дом культуры являлся единственным местом для общения молодежи. Это были кружки самодеятельности и, конечно, танцы.
Оказавшись в Бродах, я, естественно, зашла к ним. В здании Дома культуры находились многие службы. Там же были и жилые помещения этой семьи, где-то рядом жила семья директора Дома культуры. В этой семье я и встретила Анатолия. Это был очень симпатичный молодой человек с искрящимися глазами. Он пригласил меня на новогодний вечер. Это была встреча 1952 года. А на 23 февраля того же года мы стали мужем и женой. Так и прошли по жизни рядом с радостями и бедами. Так и живу с ним, уже без него.
После армии он решил поступать в академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, до войны учился в художественном училище им. Грабаря в Москве. Я не захотела расставаться с ним, и мы всей семьей, вместе с четырехлетним сыном Юрой, поехали в Ленинград. Он окончил батальную мастерскую Е. МОИСЕЕНКО, а я искусствоведческий факультет этого же института, - рассказывает Неонила Степановна.
Живопись – универсальный язык человечества. Этот язык не имеет границ, его понимают те, с кем художник делится своим опытом, знаниями и чувствами. Но особое понимание дано профессионалам. Как искусствовед и спутница яркого и самобытного художника Неонила Сундукова все годы бережно хранила память о нем не только как о самом близком человеке, но и творческой личности со всеми его особенностями и сложностями. Не каждому художнику дано ежедневно почувствовать такое понимание. Поздравляя Неонилу Степановну с признанием ее профессиональных достижений, скажем ей в первую очередь спасибо.

Ольга КАЛАШНИКОВА

Свежие номера газет Горянка


08.08.2018
01.08.2018
25.07.2018
18.07.2018