«Лица из прошлого» Анеты Тохтамыш

Анета ТОХТАМЫШ - черкешенка, родилась в Киеве. После перестройки родители вернулись на родину в Карачаево-Черкесию. 
По окончании школы Анета уехала учиться в США. Затем получила степень магистра и кандидата наук в Бременском университете (Германия) по специальности «цифровые медиа». Сейчас занимается бизнес-проектами в Южной Корее и Москве. Одновременно развивается в художественном направлении - пишет картины. Об этом наш с ней разговор. Посмотреть ее работы можно на странице instagram.com/suret.me 
- В какой технике вы работаете?
- В техника акварели. При этом всегда нахожусь в поиске новых технических приемов, которые могут более точно выразить либо реализм, либо атмосферность образа, над которым работаю.
- Вы увлечены этнической темой. Это не ограничивает круг интересующихся вашим творчеством?
- Исторически сложилось так, что мы исчезающая культура. Желание задержать время есть у каждого адыга. Поэтому для нас этническая тема всегда важнее, чем для крупных наций. Оттого мои работы представляют большую ценность для тех, у кого прошлое – не просто страницы истории, а корни, за которые хотят держаться.
Мои работы, с одной стороны, символ ушедшего времени, с другой – возможность повернуть это время вспять, вписав архивные образы в современную жизнь. Все это придает моему творчеству в моих же глазах дополнительную значимость, которую невозможно променять на более широкую аудиторию. Мне это было бы неинтересно. 
С другой стороны, я работаю с этнической темой других культур, чье прошлое для меня также представляет интерес. До этого в Германии выставлялась по тематике Кореи и Японии. Эти культуры во многом схожи по менталитету с адыгской, но при этом гораздо лучше сохранились, что значительно облегчает творческий поиск. И, как оказалось, в Европе и в России интереса к ним, возможно, даже больше, чем к культурам народов, населяющих РФ. 
Получается, и к моему «неадыгскому творчеству» есть интерес в определенных кругах, и я могу поделиться им за рамками адыгской диаспоры.
- Как создается проект «Лица из прошлого» и как долго вы будете над ним работать?
- Проект начался с одной выставки в Германии, но вызвал такой резонанс в диаспоре, что я решила заниматься им, наверное, бесконечно.
Некоторые из работ являются моими «визитными карточками», которые задают уровень и тон творчеству, они пишутся для выставок и для экспертов. Некоторые работы пишу для диаспоры. На Кавказе, в принципе, не наблюдаю особого интереса к этнической теме, так как до сих пор кавказцы, за небольшим исключением, интересуются в основном культурой Европы, Среднего Востока, которые долго были вне доступа. Или считают художественное искусство чем-то слишком нематериальным и эфемерным, не соответствующим тону штор и мебели.
В диаспорах же все наоборот. Каждая адыгская семья хочет привести в дом друзей другой национальности и гордо заявить, что они относятся к такой нации, как адыги, за которой стоит наглядная-доказуемая культурная ценность, измеряющаяся духовными объектами. Они уже пресытились «сувенирностью» своей культуры – значками, футболками, календарями, штампованными металлопортретами и хотят видеть живые нешаблонные образы, в которых прочувствованы менталитет и определенный психологизм. В конце концов, им хочется того, что можно назвать объектом искусства, а не его сувенирной версией. При этом искусства доступного в материальном плане. Поэтому каждое мое появление в диаспоре вызывает положительный отклик простых людей, которые любят свою культуру и хотят культивировать ее не только в адыгских центрах, но и в стенах собственного дома. 
Исходя из этого, могу сказать: пока есть взаимный интерес к новым этническим образам и техникам, буду заниматься этой темой. Главное, чтобы хватало времени, а его очень мало.
- На Российской неделе искусств ваши работы отмечены первым местом. Были выставки в Турции, Германии, Москве. Как это происходит? Вас приглашают или вы подаете заявки?
- На некоторые выставки меня приглашают, например, диаспоры Германии и Турции. На другие экспозиции при посольствах, культурных центрах и музеях, близкие по моей тематике, подаю заявки. На сегодняшний день художники, не имеющие мировую известность, сами несут ответственность за участие или неучастие в творческих мероприятиях. Нас всегда мотивируют ответственно относиться к выставочной активности, так как организаторы и представители творческих союзов всегда в поиске новых имен и способов передачи реальности, поэтому любая заявка приносит массу новой аудитории, внимание со стороны экспертов и возможность общаться с единомышленниками.
- Какое направление в живописи вас больше интересует и чье творчество более пристально изучаете? 
- Портретное искусство, особенно фигуративное. Я пристально изучаю техники и творчество очень широкого круга признанных художников-акварелистов – от Азии до Запада. Китайская и японская современная акварель не знает себе равных, русскую портретную акварель XIX века можно изучать бесконечно; среди западноевропейских мне интересны художники-иконы Виктория ПРИШЕДЬКО (Украина), Мортен СОЛБЕРГ (Канада), Альваро КАСТАГНЕТ (Испания), но все они - за рамками этнической темы. Дело в том, что есть художники, которые хорошо пропускают этническую тему сквозь призму современных стилей и техник, и ты как художник невольно попадаешь под их влияние и быстро теряешь самобытность. Твои работы становятся разновидностью чьего-то стиля, как это происходило с последователями модернизма и постмодернизма, попавшими под влияние основателей новых направлений. Поэтому к творчеству других художников подхожу с определенной избирательностью. 

Мадина БЕКОВА

Свежие номера газет Горянка


05.12.2018
28.11.2018
21.11.2018
14.11.2018