Сословные браки: исчезли или остались?

Во все времена браки совершались не на небесах (хотя предопределение не отметаем), а на земле, и очень часто расчетливо. В дореволюционное время у кабардинцев и балкарцев сословные браки были естественным законом бытия. Как правило, женились только на равных. «У кабардинцев неравные браки были исключительным явлением, - говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник КБИГИ Асланбек МИРЗОЕВ. – Если князь женился на дворянке или крепостной крестьянке, его дети уже не считались князьями. Правда, они все же могли беспримерным мужеством и исключительным благородством завоевать звание князя. Знаменитые Атажуко АТАЖУКОВ и Андемиркан родились как раз в неравных браках. Бывали случаи, когда дети от неравных браков прославляли свой род, и если у отца был второй равный брак, сводные настоящие князья-братья признавали ненастоящего и после смерти отца делили наследство поровну. Повторюсь: это были исключительные случаи. Князем невозможно стать, князем можно только родиться. В обществе существовали иерархия и четкое разделение обязанностей: князья правили, дворяне воевали, крестьяне пахали. Такое сословное существование было оправдано. К сожалению, после репрессий оставшихся князей можно по пальцам пересчитать. Даже в восемнадцатом веке их было мало: на всю Кабарду не более пятидесяти – шестидесяти человек. Из нынешних носителей знаменитых фамилий некоторые не имеют к ним кровного отношения. После отмены крепостного права некоторые князья уехали в Турцию, и их слуги стали носить фамилии хозяев, чтобы они звучали в Кабарде. Порой приходится слышать, как представители родов, насчитывающих восемь-десять тысяч человек, называют себя князьями. Это неправда. Все княжеские роды небольшие, у князей не было многодетных семей». 
Без всякого сомнения, свое место на иерархической лестнице каждая фамилия занимала не случайно: время и история ошибок не допускают. Сейчас мы вроде живем в демократическом обществе, где все фамилии равны, однако народная память цепкая и каждого человека воспринимает в контексте вечности. Помню, на одну свадьбу приехали на иномарках два брата и тут же прозвучала реплика: «У их деда даже ишака не было». Имущественный аспект безобидный: богатство то прибывает, то убывает, куда страшнее другие метаморфозы. «После революции власть оказалась в руках людей, чьи предки никогда ничего не решали и были безвольными рабами. Результат известен: они проявили беспрецедентную жестокость, истребляя цвет нации, - говорит доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник КБИГИ Тамара БИТТИРОВА. – Сейчас сословий нет, есть два класса - богатые и бедные. И снова прослеживается тенденция: богатые женятся на богатых, то есть в каком-то смысле сословность сохраняется». Кстати, есть представители известных фамилий, оставшиеся в старых девах и холостяках по одной-единственной причине: не нашли равных себе. Журналист Астемир ШЕБЗУХОВ считает такие взгляды отсталыми: «Все люди равны. Человек рождается, и его жизнь – чистый лист. Его поступки, мысли, отношение к людям, природе, к миру составляют его портрет. Никаких отсылов к прошлому не может быть. Браки надо заключать по любви, а не по сословной принадлежности».
И все же на каждом человеке остались отпечатки его предков. «Когда я начинала работать, - говорит Тамара Биттирова, - институт гуманитарных исследований проводил комплексные экспедиции, куда входили этнографы, историки, литераторы. Мы собирали полевой материал. Однажды одна моя коллега сказала: «Узнаю потомков прислуги по запаху их жилья». Знаков много: запахи, присутствие вкуса, степень чистоты, линии тела, силуэт, что-то неуловимое в движениях, жестах, походке, интонации голоса - все в человеке говорит о его многовековом прошлом. Сословные браки учитывали не только имущественные интересы, но и совместимость мировоззрения, уклада жизни, совместимость миров. Действительно, в таких браках вероятность конфликтов и непонимания гораздо ниже, чем в смешанных. Когда Дадашу БАЛКОРУКОВУ один чегемский узден сказал: «Дадаш, теперь я богаче тебя, а значит, мы – ровня», тот ответил: «Нет, ты дорос только до подпруги моего коня».
«Сословные браки были и между народами Кавказа», - говорит Асланбек Мирзоев, а Тамара Биттирова добавляет, что межнациональные браки князей приводили к бракам и низших сословий. Если богатую девушку выдавали замуж, то вместе с ней в дальнюю дорогу отправлялась прислуга.
Исчезли сословия, а вместе с ними и сословные браки… на первый взгляд. Но есть огромное количество врачебных и музыкальных семей – что это, как не кастовость, как не восприятие мира через призму понятий «свои – чужие»? Сословность исчезла формально, но не по сути.

Елена АППАЕВА

Свежие номера газет Горянка


05.12.2018
28.11.2018
21.11.2018
14.11.2018