Тройное превращение

Рубрика:

Наделяя какое-то произведение эпитетом «детское», мы часто вводим себя в заблуждение: нам кажется, что все детское – простое, незамысловатое, наивное. Но настолько ли просто то, что создано для детей? И так ли очевидно, что автор писал только для детей?
В 1816 году в Берлине впервые вышла в свет сказка Эрнеста Теодора Амадея ГОФМАНА «Щелкунчик и мышиный король». Она была опубликована в сборнике детских рассказов, но сам автор определял ее как сказку для больших и маленьких детей. С одной стороны, она погружает нас в мир светлой фантастики и несбыточного сюжета, безграничного воображения и сказочных чудес, а с другой – рассказывает об извечной борьбе благородства и подлости, о непобедимой силе добра, об истинной красоте, сосредоточенной в душе человека. Критики писали о «Щелкунчике» так: «Все в этих сказках отдано во власть всепокоряющей богини фантазии, доброй к добрым, беспощадной к злым, щедрой рукой рассыпающей для своих любимцев драгоценные самоцветы поэзии и юмора, не требуя от них при этом никакой платы, кроме простодушной веры в то, прекрасное, которое существует вопреки всем ее врагам и гонителям» (Н. МИРИМСКИЙ).
Почти через 80 лет после публикации произведение Гофмана обрело новую жизнь в неожиданном качестве: в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера балета «Щелкунчик», музыку к которому написал Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ на либретто Мариуса ПЕТИПА. Это серьезный классический балет, а музыка стала культурным феноменом – ее любят и узнают даже те, кто далек от искусства. Эта немецкая сказка на российской сцене – один из особых признаков рождественско-новогоднего настроения, чудо для взрослых: музыка и танец переносят нас в собственное измерение, искусство возносит ввысь, совершенство осеняет чувства и мысли.
Музыка Чайковского стала основой для мультипликационного фильма Бориса СТЕПАНЦЕВА, снятого в 1973 году. В золотую эпоху отечественной анимации снимали не только много, но и хорошо, с детьми умели говорить на их языке, при этом не упрощая смысла. Все самое важное сохранялось и преподносилось в образах и метафорах, понятных ребенку. «Щелкунчик» - картина без слов, здесь обо всем расскажет музыка, мультипликация понятна и красива. Но, становясь старше, мы по-детски доверчиво вновь и вновь всматриваемся в этот мультфильм с той лишь разницей, что возраст дает преимущество замечать нюансы, видеть оттенки и переливы. Понимать не только то, что сказано, но и ценить то, как это сказано. Понимать, что у прекрасного много путей к нашему сердцу, особенно если оно выросло из мудрости, нравственности, доброты и любви.
В этом фильме соединились три искусства, талантом к которым был наделен Гофман: литература, музыка и живопись. Но объединились здесь еще и три автора: сам Гофман, Чайковский и Степанцев, чтобы превратить один сюжет в целый мир, зазеркалье снов, где любой ребенок сможет свободно парить по воле собственной фантазии. Мир, где он учится понимать, что значит добро и зло, с которыми придется сталкиваться всю жизнь. И еще «Щелкунчик» являет нам, маленьким и взрослым, нечто гораздо более сокровенное, чем прописные истины: силу искусства, которое иногда может быть единственным ответом на несовершенство мира, нашей тайной дверью, через которую мы уходим от реальности.

Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


14.02.2018
07.02.2018
31.01.2018
24.01.2018