Альбом воспоминаний Зои Аталиковой

Рубрика:

Воспользовавшись редким случаем, когда Зоя АТАЛИКОВА, много лет танцевавшая в «Кабардинке», находится в Нальчике, мы встретились с ней и поговорили о многом, рассматривая альбом с фотографиями, многие из которых уже стали реликвиями.
Крепкие корни
- Бабушку с дедушкой по материнской линии - Пшимахо и Кабух ЛАКУНОВЫХ в одночасье выслали в Казахстан и раскулачили. У них был хороший дом в Вольном Ауле, многие знаменитые люди, приезжавшие в республику, останавливались там. Но в 1944 году у них все отобрали в тот день, когда моей младшей сестре Фатимат исполнился год.
У родителей уже было три дочери, когда после войны отца тоже репрессировали, и тогда мама взяла нас, троих детей, и поехала в Казахстан к родителям. Жизнь была очень тяжелая, дедушка там и умер. Но после того как нам разрешили вернуться, освободили и отца – он провел в тюрьме пять лет. После того как семья снова воссоединилась, родилась наша четвертая сестра - Мира.
Мои родители танцевали в ансамбле песни и пляски, который впоследствии получил название «Кабардинка». Именно с них были сделаны скульптуры, которые сейчас украшают здание кинотеатра «Победа». Когда скульптор ВАСИЛЕНКО искал модели, попросил всех участников
ансамбля надеть костюмы, чтобы посмотреть и выбрать. И, не зная, что они муж и жена, выбрали именно их в качестве образцов. После того как мама оставила сцену, работала в совхозе «Нальчикский» на обрезке деревьев, потом в три смены на консервном заводе, а папа по приглашению Хатау КЕШОКОВА руководил самодеятельностью санатория им. С.М. Кирова. Практически до последнего своего дня он исполнял танец с кинжалами.
Сейчас я живу в Черкесске, а сестры все в Нальчике: Фатимат – заслуженный врач КБР, известный в республике педиатр, Галимат работает в сфере торговли, Мира – в библиотеке.
 
Профессия (не только сцена)
 
- Недавно нашла свои старые записи, и вспомнила, что, бывало, мы уезжали на гастроли и объезжали до 60 городов. Это были длительные гастроли – иногда по три месяца. Пока мы были незамужними, нас это не тяготило.
Нашим руководителем в то время был профессиональный танцор ГАЛЬПЕРИН – потрясающий балетмейстер. Солиста Большого театра, балерона Сергея КОРЕНЯ тоже прислали специально для подготовки нашего ансамбля к важным выступлениям. Перед отъездом на декаду празднования 400-летия в 1957 году мы вместе с хором давали большой отчетный концерт на площади перед Домом Советов. Нам тогда специально для этого мероприятия сшили новые костюмы, а пояса и нагрудники были старинные, серебряные. Мы сами пришивали орнамент на подолы и лиф платья. Они были очень красивыми. На фото видно, что у девушки, которая стоит первой в нашем ряду, узоров пока нет, – она просто не успела к этому дню закончить работу.
Я танцевала в «Кабардинке» примерно 15 лет, участвовала в мероприятиях, посвященных 400-летию, мы тогда выступали на сцене Большого театра. Потом принимали участие в шестом Всемирном фестивале молодежи и студентов, получили золотую медаль, представители самых разных делегаций останавливали нас на улицах, когда мы шли в костюмах, все хотели с нами сфотографироваться. После фестиваля, когда мы еще находились в Москве, нас повезли на автобусе на особое выступление: оказалось, что открывается новая телебашня и нам нужно выступить там. Мы выступали в огромном зале, весь потолок которого состоял из мощных светильников – софитов. А через несколько дней нам заплатили «за вредность» - этот свет негативно влиял на здоровье. Впервые на заграничные гастроли мы поехали в Монголию, послом там тогда был МОЛОТОВ, он лично принимал нас у себя. Для этой поездки нам тоже сшили костюмы, мы даже поставили монгольский народный танец.
После того как ушла со сцены, до пенсии работала поваром. На большом военном секретном заводе с четырех часов утра мы готовили и кормили не только тех, кто там работал, но и еще семь школ, четыре училища, несколько общежитий. Я отвечала за все вторые блюда, готовила их.
 
Семейная жизнь
 
- После того как в 1957-м году мы вернулись из Москвы, нашего отца отправили в Карачаево-Черкесию, чтобы он подготовил их ансамбль к аналогичным празднествам. С папой как-то приехал его младший друг - карачаевец Марат КОЧКАРОВ, он очень привязался к отцу и хотел познакомиться с нашей семьей. Так я и познакомилась со своим будущим мужем.
Он получил музыкальное образование, написал первый карачаевский балет «Айтуган – дочь Карчи», имел звание «Заслуженный артист Российской Федерации», является первым исполнителем знаменитой песни «Минги-тау».
У нас родилось трое детей – Фатима, Хусей и Зарема. Он был прекрасным мужем, отцом, другом и братом для трех моих сестер. Любил приезжать в гости к моим родителям, весь Вольный Аул знал, что к Аслангери приехал зять, людям нравилось с ним общаться. Помню, во времена дефицита он, чтобы порадовать маму, ходил по магазинам и искал подарок. Если ничего не находил, мог купить чайник, но с пустыми руками не появлялся никогда. Его отношение и уважение к нашей культуре, ко мне, к моим родным было необыкновенным.
Все мои дети работают, внуки успешно учатся, а те, кто уже окончил учебу, тоже работают. Но танцоров в третьем поколении у нас нет.
Беседовала Марина БИТОКОВА

Свежие номера газет Горянка


11.10.2017
04.10.2017
27.09.2017
21.09.2017