Как избежать реальных проблем при виртуальных покупках

Рубрика:

Ежегодно начиная с 1994 года 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой ООН. В этом году он проводится под девизом  «Потребительские права в цифровую эпоху» и коснется в первую очередь прав потребителей при дистанционном приобретении товаров и услуг. При этом не будут забыты и стандартные ситуации, связанные с правами покупателей товаров и услуг в привычных нам торговых точках.
Индустрия электронной коммерции по продаже потребительских товаров и оказанию различных услуг в Интернете развивается стремительно. По мере глобализации этого сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей стали проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать это обстоятельство для получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.

Настолько ли непредсказуема Почта России для китайских продавцов?

Рассказывает Алим БАЛКАРОВ, инженер энергетической компании: 
- Уже давно покупаю всевозможные товары в интернет-гипермаркете Aliexpress. На этот раз заказали ребенку пенал для школы. Он сделан в виде пакета из-под молока, почему так ему понравился, трудно сказать, сын очень просил именно такой. Когда покупаешь что-то в Aliexpress, многие производители и продавцы ставят значок, уведомляющий о том, что товар будет доставлен в течение определенного срока, а если нет, то вернет деньги. Китайский продавец пенала клялся, что через 60 дней он будет у нас. Прошло 60 дней – товара нет, потом – 70, потом – 80, результат тот же. Начинаю нервничать, пишу письмо продавцу, в чем дело, обещали же. Надо отметить, что код его посылки позволял ее отслеживать только до российской границы. Он показывал, что посылка со злополучным пеналом достигла ее еще в декабре прошлого года. Продавец же, ссылаясь на то, что российская почта работает непредсказуемо, предлагал подождать еще. Но даже при всех известных нам проблемах Почты России такая  задержка была слишком подозрительной. Поэтому я написал претензию на сайт Aliexpress, который дорожит своим рейтингом и представленных на их сайте продавцов, и потребовал вернуть мои деньги. Недобросовестным продавцам в случае подтверждения претензии грозит штраф. Продавец опять стал говорить, что претензия плохо отразится на его репутации, и попросил еще подождать, а жалобу отменить. Дескать, Россия далеко, поэтому доставка занимает много  времени. Во-первых, это неправда, потому что некоторые доставки доходят за десять дней, во-вторых, если вы об этом знаете, зачем тогда обещать?! Не буду вас больше утомлять подробностями, скажу только, что Aliexpress постановил вернуть мне деньги. Пока жду, говорят, это тоже может занять немало времени. Понятно, что российский закон по защите прав потребителей в этом случае применить сложно, поэтому остается только набираться международного опыта.
Полезно знать. Нередко граждане решаются на покупку через интернет-ресурсы даже сложной техники - телевизоров, холодильников, стиральных машин. Это удобно и даже дешевле, чем в обычном магазине. На что нужно обратить внимание, чтобы избежать реальных проблем с виртуальными покупками. Название сайта должно заканчиваться на буквы ru, так как для регистрации домена в зоне RU нужно заключить договор, указав паспортные данные или реквизиты организации. Необходимо проверить, сколько лет работает магазин, наименование юридического лица, его местонахождение (адрес). Признак «правильного магазина» - полные реквизиты, наличие форума или гостевой книги. Низкие цены на технику должны насторожить, так как такие цены может держать компания, которая не платит налоги, старается покупать нерастаможенный товар, в том числе из бракованных партий, с недействительными гарантийными талонами. Лучше всего, если вам предлагают два варианта оплаты товара: наличными курьеру или безналичным расчетом через банк. Если магазин не торгует по безналу, это может означать, что у него нет счета в банке и фирма не зарегистрирована. При доставке товара курьер обязан выдать товарный и кассовый чеки, гарантийный талон. Если доставлен товар, не соответствующий заказанному, вы вправе отказаться от него, не оплачивая ни товар, ни доставку. 

Ждите, вам позвонят…

Рассказывает Ирина КАСПЕРОВА, служащая:
- Недавно решила подключить дома Интернет. Выбрала известную на всю страну компанию. Как и предлагали, на сайте компании оформила заявку. Не прошло и часа, как мне позвонили и сообщили, что заявка принята, номер ее такой-то, в течение трех дней со мной будет согласовано время установки оборудования. До чего дошел прогресс, подумала я. И зря! Через пять дней стала узнавать, что с моей заявкой. Сотрудница компании сообщила, что назначено какое-то дополнительное техническое обследование, и предложила подождать еще. Подождала, потом опять стала выяснять. На следующий день позвонила другая сотрудница и сообщила: «Ваша заявка принята». Причем номер заявки был уже другой. Меня уведомили, что на следующий день после 19 часов придет специалист подключать Интернет. «Почему так поздно?» –  поинтересовалась я. «Так они работают!» – ответила сотрудник компании. Утром около девяти часов позвонил монтер и сказал, что минут через десять придет подключать. «Мне же сказали, что вечером!» – «Нет, нам так неудобно», - ответил он. Десять минут длились часа два, но все-таки Интернет у меня заработал. Справедливости ради надо сказать, что претензий к качеству связи у меня пока нет, да и расценки приемлемые.
Полезно знать. В 2016 году в закон РФ о защите прав потребителей внесен ряд изменений, связанных с многочисленными обращениями граждан по поводу несовершенства законодательства в этих областях. В результате закон предоставил в распоряжение покупателя товаров и услуг новые права, защищающие его интересы. В том числе со 2 апреля 2016 года сокращены сроки рассмотрения обращений покупателей, предъявляющих претензии к услугам связи, регистрация претензии должна осуществляться не позднее одного рабочего дня, а срок рассмотрения определен в 30 дней, установлена обязательность письменного ответа на претензии к почтовым операторам (определяется в 30 дней).

Подготовила Ольга КАЛАШНИКОВА

Свежие номера газет Горянка


15.03.2017
09.03.2017
01.03.2017
22.02.2017